СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ и самоанализ урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

АНАЛИЗ И САМОАНАЛИЗ УРОКА

Повышение квалификации учителя во многом зависит от степени владения умениями анализировать свою и чужую деятельность по конструированию урока. Анализ и самоанализ урока должен быть направлен на сопоставление выдвинутых образовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами. Цель анализа заключается в выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке, которые приводят или не приводят к позитивным результатам. Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности работы учителя и учащихся.

Наиболее распространенными типами анализа являютсяполный, комплексный, краткий и аспектный. Полный анализ проводится с целью изучения и разбора всех аспектов урока; краткий – достижения основных целей и задач; комплексный – в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации урока; аспектный – отдельных элементов урока.

Каждый из указанных типов анализа может иметь виды: дидактический, психологический, методический, организационный, воспитательный и т.д. Таким разнообразием подходов обусловлено и наличие многочисленных схем анализа урока, в которые могут быть внесены следующие положения.

  1. Учебное заведение, класс, предмет, фамилия учителя, количество учащихся по списку, и присутствовавших на уроке.
  • Тема урока; образовательные, развивающие и воспитательные цели и задачи урока.
  1. Организационное начало урока:
  • готовность учителя к уроку – наличие конспекта или подробного плана урока, наглядных пособий, инструментов и т.д.
  • подготовленность учащихся – дежурные, наличие тетрадей, учебников, пособий и т.д.
  • подготовленность классного помещения – чистота, классная доска, мел, освещение и т.д.
  1. Организационная структура урока:
  • мобилизующее начало урока;
  • последовательность, взаимосвязь и соотношение частей урока;
  • насыщенность урока и темп его проведения и т.д.
  1. Анализ содержания учебного материала урока:
  • обоснование учителем избранной последовательности реализации учебного материала на уроке;
  • соответствие программе и уровню знаний учащихся по предмету;
  • соотношение практического и теоретического материала;
  • связь с жизнью и практикой и т.д.
  1. Общепедагогические и дидактические требования к уроку:
  • цель урока и соответствие плана и конспекта урока поставленной цели;
  • обоснование выбора методов обучения;
  • пути реализации дидактических принципов в обучении;
  • индивидуализация и дифференциация в обучении;
  • взаимосвязь образовательных, развивающих и воспитательных аспектов урока.
  1. Деятельность учителя:
  • научность и доступность изложения новых знаний;
  • использование учителем опыта лучших учителей и рекомендаций методической науки;
  • организация закрепления учебного материала;
  • организация самостоятельной работы учащихся;
  • проверка и оценка знаний и умений учащихся;
  • вопросы учителя и требования к ответам учащихся;
  • отношение учителя к сознательному усвоению учащимися учебного материала;
  • задание на дом и проявленное учителем внимание к нему;
  • пути достижения порядка и сознательной дисциплины учащихся;
  • эффективность использования наглядных пособий, технических средств обучения;
  • контакт учителя с классом и т.д.
  1. Деятельность учащихся:
  • подготовка рабочего места;
  • поведение учащихся на уроке – дисциплина, прилежание, активность, внимание, умение переключаться с одного вида работы на другой и т.д.;
  • интенсивность и качество самостоятельной работы учащихся;
  • состояние их устной и письменной речи;
  • знание учащимися теории, умение применять полученные знания;
  • отношение учащихся к учителю;
  • степень и характер участия коллектива в целом и отдельных учащихся в работе на уроке и т.д.
  1. Выводы:
  • выполнение плана урока;
  • достижение целей урока;
  • особенно интересное и поучительное на уроке;
  • что произвело на уроке наибольшее впечатление;
  • какие изменения целесообразно внести при повторном проведении урока на эту же тему;
  • оценка урока.

С помощью приведенной общей схемы возможно проводить как анализ урока при взаимопосещениях, так и самоанализ. При их осуществлении наибольшие трудности вызывает детализация используемых основных положений общей схемы анализа урока. Приведем один из возможных ее вариантов:

  1. Какие образовательные, развивающие и воспитательные цели достигались на уроке? Какие из них были главными и почему? Какова их взаимосвязь?
  2. Какова специфика урока? Каков его тип? Каково место данного урока в теме, разделе, курсе?
  3. Как учитывались возможности учащихся при планировании урока?
  4. Рациональны ли выбранная структура урока и распределение времени на отдельные этапы урока?
  5. На каком этапе или материале урока делается главный акцент?
  6. Каково обоснование выбора методов обучения и их сочетания?
  7. Как отбирались для урока формы обучения?
  8. Почему был необходим дифференцированный подход к обучению на уроке? Как он был реализован?
  9. Чем обоснованы выбранные формы проверки и контроля знаний учащихся?
  10. За счет чего обеспечивалась работоспособность учащихся в течение всего урока?
  11. Каким образом предупреждались перегрузки учащихся?
  12. Достигнуты ли поставленные цели и почему? Какие изменения необходимы при подготовке и проведении такого урока?

Разумеется, этот перечень вопросов не охватывает всех особенностей каждого из этапов конкретного урока. Тем не менее, их постановка должна предостеречь от поверхностных оценок урока, сводящихся к общим бездоказательным утверждениям типа «мне урок понравился», «учащиеся и учитель работали активно», «цель урока достигнута» и т.д. Основанный на критическом подходе анализ урока должен быть пронизан уважительным отношением к труду учителя, его педагогическим замыслам, стремлением разобраться в степени реализации задуманных идей. Конечная цель анализа и самоанализа – способствовать совершенствованию методики конструирования уроков, стремлению создать на них оптимальные условия для обучения, воспитания и развития учащихся. Вот почему основные положения рассмотренных схем анализа и самоанализа должны быть в поле зрения учителя и на этапе разработки урока, а не только после его проведения.

Категория: Математика
20.10.2018 13:12


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!