СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Андрей Звягинцев: «Придите домой и обнимите своих близких»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждый фильм Андрея Звягинцева – это большое культурное событие. Его дебютное «Возвращение» было отмечено двумя отечественными «Золотыми орлами», двумя «Никами», пятью призами Венецианского кинофестиваля (в том числе главным – «Золотым львом» – за лучший фильм) и множеством международных кинонаград. Все его последующие киноленты («Изгнание», «Елена», «Левиафан») также отмечены престижными кинонаградами, призами российских и международных кинофестивалей. И вот теперь его новая картина «Нелюбовь», не успев выйти на экраны, уже завоевала приз жюри на Каннском кинофестивале. При этом необходимо отметить, что все без исключения фильмы Звягинцева после выхода на экраны вызывали большой общественный резонанс, поскольку затрагивали глубокие вопросы, будоражили чувства и мысли зрителей.

«Нелюбовь»

В центре сюжета фильма «Нелюбовь» – современная московская семья в стадии развода. Главные герои – Борис и Женя – ещё супруги, но у каждого из них уже есть новые отношения на стороне, и им не терпится решить квартирный вопрос и определить, куда девать двенадцатилетнего сына. Никто из них – ни отец, ни мать – не хочет брать на себя эту «обузу». И мальчик, случайно подслушав ночную беседу родителей о своей участи, уходит из дома – навсегда…

Самое интересное, что ещё до начала съёмочного периода фильм «Нелюбовь» установил рекорд по продаже международных прав на прокат на зарубежных территориях. На данный момент его показали практически во всех странах мира. С успехом прошёл он и на российских экранах. Вот что рассказал Андрей Звягинцев о картине.

Резонансное кино

– Андрей Петрович, два ваших предыдущих фильма – «Елена» и «Левиафан» – вызвали неоднозначные оценки, взбудоражили общество, было много критических высказываний. Повлияло ли это как-то на вашу позицию во время съёмок фильма «Нелюбовь»?

– Скажу коротко: никак не повлияло. Да и к этой широкой общественной дискуссии вокруг «Левиафана» я достаточно спокойно относился. Не было, я считаю, какого-то особого повода, чтобы поменять свои взгляды, свои установки. Хотя некоторые люди с определённым умонастроением всегда найдут, за что зацепиться, – дайте только повод. Что касается фильма «Нелюбовь», я с самого начала работы над этой картиной не видел каких-либо причин для того, чтобы эта волна опять как-то поднялась. Фильм я снимал для другого.

– Для чего?

– Я говорил недавно в одном интервью, что мы снимали фильм для того, чтобы зритель пришёл домой после просмотра – и крепко обнял своих близких. Если на этом фоне – с таким посылом, сердечным посылом к объединению, состраданию, сочувствию и уважению – если на этой почве строить дурацкие домыслы, это надо иметь особый талант! Скажу лишь, что нас коснулся вопрос ненормативной лексики…

– Но её в фильме вроде бы нет

– Есть две версии фильма «Нелюбовь»: купированная и режиссёрская. Когда смотришь в оригинале – там совсем другое ощущение. Я никогда для себя не ставил задачу – снять фильм, который бы пестрил подобными выражениями. Но как только сюжет появился – стало понятно, что без этого будет сложно передать атмосферу…

– Но закон, как известно, запрещает ненормативную лексику в фильмах…

– Закон о ненормативной лексике вступил в силу три года назад. Но законы часто бывают временны – они со временем меняются, а та вещь, тот посыл, которым ты хочешь достучаться до современника, до сердец, до того человека, который знает все эти моменты и понимает их, – может существовать гораздо дольше… Хочется, чтобы в перспективе – я всё же надеюсь – этот закон или его условия были пересмотрены…

Герои дня

– Правильно ли я понимаю, что прообразом поисково-спасательного отряда «Вера», задействованного в поисках пропавшего Алёши, стал реально существующий в России поисково-спасательный отряд «Лиза Алерт»?

– Да, все верно. Просто ввиду неоднозначности сюжета нами было принято решение не использовать их название и логотип. Сотрудники «Лиза Алерт» выступили консультантами проекта. Об этих людях можно говорить бесконечно.

Когда-то Григорий Сергеев, который сейчас является председателем этого отряда, был участником стихийных, спонтанных поисков девочки Лизы и её тёти, которые потерялись в лесу. Он и другие добровольцы очень поздно включились в эти поиски, поскольку не знали об этом происшествии. Делом занималась полиция, которая одновременно с этим обеспечивала порядок на дне города (дело происходило в Подмосковье.), все были на усилении, и помочь было некому. К сожалению, на седьмой день они нашли тела. Судмедэксперт сказал, что ровно дня не хватило, чтобы найти их живыми.

И вот этот парень Гриша был настолько потрясён тем, что немного не успел их спасти, что создал движение «Лиза Алерт», которое насчитывает сейчас больше тысячи волонтёров, у них есть по всей стране филиалы. Они никак не связаны с государством и подчёркивают это. Они вольные люди. «Лиза Алерт» не получает никаких денег – это их принципиальная позиция, чтобы не превратиться в коммерческое предприятие. Вот это настоящие герои нашего дня!

– Скажите, а на какую аудиторию рассчитан ваш фильм?

– Мы не верим в целевые аудитории. Я верю в другое. Мы ведь под настроение читаем разные книжки. Точно так же в каждом человеке живут разные зрители. И вот мне меньше всего хотелось бы причислять навсегда их к какому-то определённому разряду, к потребителям жанрового кино. Мои фильмы может смотреть любой человек – их не надо толковать, там не надо разбираться в нюансах киноязыка, и так далее. Просто нужно включиться и проделать некоторую внутреннюю работу…

Другой финал

– Вы допускаете на съёмочной площадке импровизации?

– Что касается фильма «Нелюбовь», не было никаких импровизаций, всё было известно заранее. В октябре 2015 года появился сценарий, и мы его не меняли.

– Скажите, а был ли другой вариант финала?

– Других вариантов финала не было. Давайте представим себе, что могло бы быть. Первое, что напрашивается: сложные отношения в семье, они рвут их на части, пропадает ребёнок, они начинают его искать, и в процессе этого потихоньку снова обретают друг друга. Что ещё банальнее можно было бы придумать?! Или, как мне недавно кто-то сказал: «Хотя бы ребёнка показали в финале – как и что…».

Но, понимаете, в данном случае любой из этих вариантов не будет работать так, чтобы зрителя заставить думать. Не имеет никакого значения, эволюционировала дальше любовь или нет. Вот пошло чёрное поле и титры. Всё! Всё, что может произойти дальше, это происходит только со зрителем. Это и есть цель: ты попал в сердце, сознание, во всевозможные фибры души. Нужно просто подумать. На экране просто тени. Это тени наших страхов, наших сомнений и мечтаний, снов и так далее… И всё это только для того, чтобы мы получили некоторую инъекцию, сделали выводы. И то, о чём я сказал в самом начале: чтобы мы пришли домой и обняли своих близких. Больше ничего не нужно…

*

Андрей Петрович Звягинцев – российский кинорежиссёр и сценарист.

Родился 6 февраля 1964 года в Новосибирске.

В 1984 году окончил актёрский факультет Новосибирского театрального училища (мастерская Л. Белова). В 1990-м окончил актёрский факультет ГИТИСа (мастерская Е. Лазарева).

Участвовал в театральных постановках («Игра в классики» (1993), «Месяц в деревне» (1997)), снимался в кино в эпизодах.

В 2000 году дебютировал как режиссёр. Известность пришла после выхода фильма «Возвращение» (2003), получившего две кинопремии «Ника», двух «Золотых львов» (как лучший фильм и за лучший режиссёрский дебют), двух «Золотых орлов». Успех повторился в 2014 году с выходом на экраны социальной драмы «Левиафан», удостоившейся множества наград, в том числе премии «Золотой глобус» как лучший фильм на иностранном языке и номинации на премию «Оскар» в той же категории. В 2017-м фильм «Нелюбовь» был удостоен приза жюри Каннского фестиваля.

Первая жена А. П. Звягинцева – актриса Ирина Гринёва. Прожили вместе шесть лет, после чего расстались. Вторая жена – Анна Матвеева, монтажёр. Есть сын Пётр.

Источник: Невская Я. Андрей Звягинцев: «Придите домой и обнимите своих близких» // Орловский вестник. № 23 (1227), 12/07/2017. – С. 7.

Категория: Литература
20.07.2017 20:50


© 2017 290

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие записи

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!