СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Археологические раскопки. Археологические памятники. (Для объединения "Воронежцы")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня мы знакомимся с археологическими раскопками. Археологи копают не наугад и отнюдь не ходят постоянно с металлоискателями (это скорее черные копатели балуются подобным), а в особых "локациях", имеющих культурный слой - т.е. слой почвы, который содержит следы деятельности человека. Эти самые локации принято именовать археологическими памятниками.

Виды археологических памятников: 1) Поселения (стоянки, селища и городища) 2) Погребальные сооружения (грунтовые могилы, курганы, дольмены и пр.) 3) Памятники производственной деятельности (шахты, рудники, оросительные и дренажные системы) 4) Клады 5) Архитектурные памятники 6) Изобразительные памятники 7) Каменные изваяния и петроглифы 8) Подводные памятники Вот так многообразие памятников описывается в замечательном, знакомом до боли каждому студенту и выпускнику истфака, учебном пособии А.И. Мартынова и Я.А. Шера "Методы археологического исследования")))

Как открывают новые археологические памятники? Это уже тема для отдельной статьи. Однако искать эти самые памятники особой необходимости нет: в настоящее время Институт археологии РАН имеет данные о 133 тысячах памятников на территории РФ. Копать не перекопать)))

Археологические памятники на территории России по данным АИ РАН

Как копают археологи?

Упорно, изо всех сил, с перерывом на прием пищи))) Впрочем, особенности быта в археологической экспедиции я уже частично описал, не будем отвлекаться. Процесс раскопок отличается в зависимости от типа археологического памятника, опишу процесс раскопок поселения, скажем, скифского периода.

Вот так выглядит начало раскопок. Работа археологической экспедиции нашего университета в 2019 году.

Ворвавшись на территорию археологического памятника (чей-то это огород, лес или засеянное поле - "негодяям с лопатами" все равно:D), археологи разбивают раскоп в виде прямоугольника, ориентированного своими сторонами по сторонам света ( не вкривь и вкось же разбивать, в самом деле?) Этот прямоугольник разбивают на квадраты, чаще всего, 2X2 метра.

В каждый квадрат "загоняют" пару мучеников студентов-практикантов))) Не знаю, как это происходит в других университетах, но у нас основной рабочей силой в экспедициях являются "зеленые" первокурсники. Дедовщина, что тут еще сказать))) Впрочем, мы опять отвлеклись.

И вот эти товарищи начинают копать. Лопатами, естественно. Послойно, на полную длины штыка лопаты. Выброшенную из квадрата землю тем временем просматривают и перебирают другие участники экспедиции (чаще всего, девушки, которых в нашей экспедиции берегут и тяжелым физическим трудом стараются не обременять).

При необходимости, дабы "не упустить", например, бусин и других мелких деталей, землю просеивают. Кстати, поклонников Индианы Джонса, Лары Крофт и прочих киношных археологов, которые массово находят "золото-бриллианты", результаты большинства раскопок разочаруют - килограммы битой керамики и кости животных составляют основную массу археологических "трофеев".

Прокопав квадрат на один штык, "исследовав первый слой", археологи проводят "зеркальную зачистку раскопа" - орудуя лопатой почти горизонтально, доводят поверхность до ровного, гладкого состояния.

Зеркальная зачистка

Это позволяет выявить ямы и другие следы воздействия человека. Результаты зачистки фотографируют, достигнутую глубину фиксируют нивелиром.

Если осмотр зачищенного раскопа ничего "интересного" не выявил, процедуру полностью повторяют, углубившись еще на один штык. И так до тех пор, пока не достигнут "материка" - слоя почвы без следов деятельности человека. В описываемом нами случае копают до появления слоя глины. Если после "зачистки"материк однородный и гладкий - пора сушить весла либо завершать работу, либо разбивать новые квадраты по соседству.

Найденные ямы, как правило, задорно ковыряют ножами, лопатками и кисточками, придавая серьезному мероприятию вид песочницы)))

Не хватает только ведерка, чтобы куличики делать)))

Иногда случается такое радостное событие, как индивидуальная находка - обнаружение некоего объекта, представляющего особую ценность - скажем, чудом сохранившейся органики, металлических изделий, ювелирных украшений или внезапно показавшегося на дне ямы Йорика))) Хотя это было бы явлением нетипичным - мы же условились раскопки поселения описывать, а не могильника)))

Индивидуальную находку фотографируют, пока она еще лежит в земле, в случае необходимости работают вокруг нее уже упомянутым "инвентарем песочницы" и определяют глубину залегания нивелиром.

Да, еще в ходе раскопок на границе квадратов оставляют земляную перегородку - так называемую "бровку". Не чтобы защитить личное пространство археолога, а для отслеживания залегания слоев почвы))) Ходить по "бровке" и сидеть на ней запрещается, дабы не разрушить. В противной случае можно и лопатой ведь по чем попало получить)))

После нескольких недель раскопок археологи обратно засыпают землей раскоп и сворачивают лагерь. Наступает этап обработки найденного материала, т.н. камеральный этап.

Категория: Внеурочка
24.09.2020 13:44


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!