СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Астрология в педагогике и психологии детства. (К.п.н., доцент МГПИ, Н.В.Микляева.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Считая астрологию «прообразом всех наук», в том числе, детской психологии и дошкольной педагогики, родители часто обращаются за помощью к астрологам. «Зарабатывает» астрология, в основном, на составлении гороскопа, демонстрирующего «потенциал человека, его ресурсы, отпущенные природой. Подобно зерну, он содержит в сжатом, свернутом виде все многообразие личных качеств, проблем и событий, в жизни человека, его здоровье и облик. Задача астролога - расшифровать эту тайнопись в соответствии с полом, возрастом, образованием, социальным положением хозяина гороскопа». При составлении гороскопа обращается внимание на то, в каком знаке Зодиака находится Солнце – в зависимости от этого определяют, к какому типу относится человек – «приписывают» ему те или иные особенности характера и поведения, презентации себя в мире. Так, если оно попадает в знак Зодиака «Близнецы», то на характеристику человека будет оказывать влияние его «покровитель» - планета Меркурий. Каким образом? Вспомним древнегреческую мифологию – бога красноречия и торговли Гермеса, древнеримскую – того же бога, но и с именем Меркурий. Как вел себя он при общении с другими богами – так будет себя вести и его «подопечный». Точно так же, как бог-«покровитель», будут вести себя люди-представители других знаков Зодиака (с учетом покровителей первого и второго порядка»): «Скорпиону» будет приписываться магнетизм и интуиция, как его покровителю – богу подземного царства – Плутону, агрессивность – как богу войны Марсу и т.д. Другими словами, человеку будут приписываться качества божества, которому он поклоняется. Язычество? Да, в полной мере. Человек уподобляется языческому богу, старается быть похожим на него, чтобы суметь объяснить то, что происходит с ним и вокруг него, обеспечить прогнозируемость своих действий и успешность своих начинаний. Так, молодым мамам легче сказать, что их ребенок – «настоящий Козерог: такой же упрямый», чем выяснить причину капризов и непослушания ребенка. Легче обвинить его, чем проанализировать ситуацию, взглянув на нее с другой точки зрения (в этом отношении они ведут себя как не меньшие «козероги»). Другие примеры: мамы маленьких «Раков» часто пеняют на то, что их ребенок – обидчивый, но не хотят заметить того, что большинство детей (да и взрослых) тоже таковы (только им не внушают изо дня в день, что они такие из-за того, что они – «Раки»). Родители «Близнецов» жалуются на то, что их дети легкомысленны и невнимательны, но не хотят ничего делать, чтобы это исправить: «Ведь наши малыши – Близнецы по гороскопу!» Таким образом, зодиакальные стереотипы дают родителям возможность объяснить и сделать прогноз поведения ребенка… закрепив его за ним через ожидания взрослых. Дети, как губка, впитывают в себя эту информацию и пытаются соответствовать ожиданиям взрослых, программируются на определенное поведение.

Но еще страшнее, когда родители начинают по астрологии смотреть свою совместимость с ребенком. Взаимоотношения между мамой и ребенком характеризуются, исходя из проекции отношений между знаками Зодиака: «Сложнее воспитательный процесс дается, если зодиакальный знак малыша находится в напряженной позиции по отношению к вашему знаку Зодиака. Знаки напротив создают ситуацию противостояния, противоборства и противоречия… Знаки под 90° и 270° (квадратура) создают ситуацию взаимного непонимания. Это может проявляться в острых конфликтах. Воспитание на уровне рефлексов здесь будет как нельзя кстати, так как напряжение обычно сохраняется всю жизнь ». И что теперь? Если мама и ребенок «не сходятся» по знакам Зодиака, то нужно переходить на воспитание «на уровне рефлексов», то есть дрессировать малыша, как обезьянку? По-другому не получится добиться воспитательного эффекта? Или просто астролог не знает других методик воспитания и обучения дошкольников? «Отношения с детьми, зодиакальные знаки которых находятся в гармоничных аспектах к вашему знаку (трин), облегчают воспитательный процесс, дают возможность договориться, но снижают вашу бдительность. В расслабленном состоянии вы можете что-то упустить. Проблема всплывет неожиданно для вас ». «То есть радуйтесь, пока у вас все хорошо. Если случится что-то плохое – я об этом предсказал», - так можно прокомментировать подобный астрологический прогноз.

Как еще родители не проверяют гороскопы педагогов, к которым обращаются? Ведь с позиции астрологии к настоящим профессионалам должны предъявляться особые требования. К тому же с помощью составления гороскопа можно определить предрасположенность и склонность человека к той или иной профессии (в нашем случае – педагога). Заинтересовавшись данной проблемой, Дж. Беннет и Дж. Барт, попытались выяснить, влияет ли положение планет относительно зодиакальных знаков на профессиональные склонности людей. Это исследование астрологических предсказаний не подтвердило. Другой ученый повторил его на очень большой выборке людей: Дж. Мак-Джерви исследовал распределение дат рождения 17 тысяч ученых и 6 тысяч политических деятелей относительно зодиакальных знаков. Оно также оказалось совершенно случайным. Видимо, поэтому до сих пор профессиональный отбор при поступлении в высшие учебные заведения не включает анализ данных гороскопа. Между тем, американцев в свое время это расстроило, так как сулило немалые экономические выгоды. Однако вернемся к профессиональной подготовке педагогов и их компетенции в области астрологической педагогики и психологии. Тем более, что сегодня проводится масса курсов для них и даже издаются методические пособия, содержащие разного рода астропсихологические прогнозы и астропедагогические комментарии и рекомендации. Видимо, компенсируя проблемы, возникающие в связи с большим количеством «Овнов, Скорпионов и Водолеев» в сфере дошкольного образования.

Астрология это не наука о звездах, как принято думать. Она берет на себя миссию определения характера человека, особенностей его восприятия себя и окружающего мира, взаимоотношений с окружающими и жизненного сценария в зависимости от взаимного расположения планет и звезд на момент его рождения. То есть это «наука» об их влиянии на становление и развитие человека. В частности, характер и поведение детей «типизируются» в зависимости от того, относятся ли они к воздушным, водным, земным или огненным знакам Зодиака. «Например, вопрос дисциплины, в критических ситуациях ослаблять её или наоборот подтягивать. Огненные и земные знаки, по жизни, обычно более дисциплинированные, чем водные и воздушные ». Исходя из этого, астрологами даются психолого-педагогические рекомендации родителям и педагогам. При этом почему-то «земные» знаки при описании и интерпретации их поведения приобретают черты, характерные для флегматиков, «воздушные» - для сангвиников, «огненные» - для холериков, «водные» - для меланхоликов. Объяснить это просто: так привычнее и удобнее доказать и объяснить неискушенной аудитории существование индивидуальных различий между людьми, их притяжение друг к другу. Конечно, легче сказать, что «Рыбы» и «Рак» хорошо понимают друг друга, потому что это – «водные знаки», чем понаблюдать за особенностями проявления темперамента детей и сделать вывод о том, что они похожи своей мягкостью, впечатлительностью и ранимостью, сензитивностью к эмоциональному отношению окружающих людей, мнительностью. Хотя этого может и не быть: дети встречаются разные. Более того, при общении с разными людьми дети могут вести себя по-разному. Это означает, что «Рыбка» может вести себя вызывающе и агрессивно, а «Овен» быть нежным и ласковым, «Скорпион» - проявлять доброту, бескорыстие и жертвенность, а «Стрелец» - задыхаться от жадности и злорадства и т.д. Это же самое касается не только проявления личностных, но и деловых качеств: «Телец» и «Козерог» могут мгновенно реагировать на изменения ситуации и предлагать остроумные решения, связанные с выходом из нее, а «Близнецы» или «Весы» угрюмо замолкать, не находя, что ответить. При этом почему-то такие «нетипичные» для знака Зодиака проявления личностных и деловых качеств характера уже не воспринимаются критически окружающими, перестают анализироваться.

09.12.2018 01:17


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!