СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бетховен и Моцарт

Нажмите, чтобы узнать подробности

Моцарт был старше Бетховена всего на четырнадцать лет. И в то время, когда Людвиг был ребёнком, все ещё хорошо помнили неслыханные триумфы гениального ребёнка Моцарта. Исключительный талант Бетховена обнаружился очень рано, и отец, в поисках выхода из материальной нужды, мечтал сделать Людвига "вундеркиндом", вторым Моцартом. В 1783 году немецкий композитор и музыкальный писатель, наставник Бетховена, писал о своём талантливом ученике в одном из тогдашних музыкальных журналов: "Этот юный гений заслуживает поддержки для своих артистических путешествий. Если он будет продолжать в том же духе, как и начал, из него выйдет второй Вольфганг Амадей Моцарт".

К четырнадцати годам творчество юного композитора обогатилось многими жанрами. Под влиянием Моцарта он создаёт три квартета для чембало, скрипки, альта и виолончели, пишет песни и фортепианные произведения, делает наброски фортепианного концерта. По мере знакомства Людвига с сочинениями Моцарта растёт его преклонение перед гением этого музыканта. Сыграть ему свои сочинения, услышать его советы, жить рядом с великим человеком становится непреодолимым желанием Бетховена. И в 1787 году юноша отправляется к Моцарту, в Вену. Об этой первой поездке Бетховена в Вену известно очень мало. Людвиг был там весной 1787 года очень недолгое время. Моцарт, всецело занятый сочинением "Дон Жуана", всё же нашёл время прослушать игру Бетховена. Юный композитор блестяще импровизировал на заданную Моцартом тему, поразив всех присутствующих. Моцарт сказал, прослушав игру Бетховена: "Обратите внимание на него. Он всех заставит о себе говорить".

В Бонне, где жил тогда Бетховен, наибольшим успехом пользовались гениальные оперы Моцарта "Похищение из сераля", "Дон Жуан" и, в особенности, "Свадьба Фигаро". Бетховен относился к Моцарту с поклонением, возраставшим по мере знакомства с новыми его сочинениями, но он же неоднократно осуждал Моцарта за "галантные" эпизоды в его операх, за обилие "безнравственных" интриг. Мир "галантных" образов искусства XVIII века остался чуждым Бетховену.

Двенадцать вариаций для фортепиано и скрипки фа мажор на тему из оперы Моцарта "Свадьба Фигаро". Сочинены и изданы в 1793 году.

Позднее горячим поклонником Бетховена стал князь Карл Лихновский, ученик и друг Моцарта. Тонкий ценитель музыки, князь Лихновский содержал струнный квартет из четырёх юных виртуозов. В доме Лихновского, так же, как и везде, Бетховен держался с большим чувством собственного достоинства. Князь даже несколько заискивал перед ним.

Одним из первых публичных выступлений, 31 марта 1795 года было участие Бетховена в бенефисном спектакле в пользу вдовы Моцарта Констанцы. В перерыве между актами оперы"Милосердие Тита" он сыграл ре-минорный концерт Моцарта, высоко им ценимый.

В 1798 году Бетховен написал Двенадцать вариаций для фортепиано и виолончели фа мажор на тему из оперы Моцарта "Волшебная флейта" "Ein Mädchen oder Weibchen" - "Девушка или женщина"

Образцом для знаменитого септета ор. 20, написанного в 1800 году, послужил последний дивертисмент Моцарта, ре мажор. Сам состав инструментов характерен для дивертисментов и серенад. Благородство, свежесть музыки, поразительное богатство музыкальных тем возвышают бетховенский септет над другими сочинениями того же жанра.

Годом позже Бетховен написал очаровательное произведение - 7 вариаций на тему «Bei Männern, welche Liebe fühlen» из оперы Моцарта «Волшебная флейта» для фортепиано и виолончели ми-бемоль мажор. Памина и Папагено остаются одни и птицелов убеждает девушку в том, что есть один юноша, который любит ее, и что он скоро придет, чтобы спасти ее. Она в свою очередь уверяет Папагено, что и он скоро найдет себе подругу. Они поют очаровательный дуэт во славу нежности («Bei Männern, welche Liebe fühlen» — «Когда чуть-чуть влюблен мужчина»).

Некоторые считали, что Бетховен разделял стремление Папагено найти сердечного друга, родственную душу, а немецкий композитор и пианист Фердинанд Рис шутливо заметил, что слышал о том, что Бетховен даже был довольно долгое время влюблён - "целых семь месяцев". Вариации создают пленительное разнообразие чувств и настроений: настойчивость и решительность, нежность и грусть, смущение и восторг. Это другой Бетховен, чем, скажем, в Аппассионате. Музыка более интимная и лирическая.

Преклоняясь перед творчеством гения, Бетховен, тем не менее, не стал "вторым Моцартом". Он просто стал ещё одним гением музыки, изменив совершенно её значение, "он вознёс её на такую высоту, на которой она ещё никогда не бывала" (В.В. Стасов)

Категория: Всем учителям
10.02.2021 20:26


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!