СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Брошюра "Метод проекта"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов еще в начале 20 века. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, которые пытались активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Технология проектирования, позволяет развивать творческие способности детей. В ее основе лежит концептуальная идея доверия к природе ребенка, опора на его поисковое поведение. Подавление детской инициативы всегда блокирует поисковое поведение, из-за чего может развиться пассивная позиция и в будущем. Технология проектирования требует от педагога терпения, любви к ребенку, веры в его возможности.

Условное ступенчатое восхождение ребенка к осознанию себя, по мнению Н.Е.Щурковой, выглядит так:

-Свободно выражаю свое «Я»

-Вступаю в диалог с другим «Я»

-Предвижу последствия своих действий

-Произвожу свободный выбор

-Оцениваю результат, планирую новый.

Проектирование – это процесс создания проекта.

Проектирование - комплексная деятельность.

Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, т.е. изменяет обстоятельства, изменяет самого себя.

Основные требования к использованию метода проектов

  1. Наличие значимой в творческом, исследовательском плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность детей.
  4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов)

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного обсуждения метода «мозговой атаки», «круглого стола»).
  • выдвижение гипотез решения поставленных задач,
  • обсуждение методов исследования (анализ информации, фактов, статистические методы, экспериментальные, наблюдения и т.д.),
  • обсуждение вариантов оформления конечных результатов (презентация, ролевая игра, видеоклип, доклад и пр.),
  • сбор, систематизация и анализ полученных данных,
  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация,
  • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Типы проектов

По доминирующему методу:

Исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные

По характеру содержания:

включают ребенка и его семью; ребенка и природу; ребенка и рукотворный мир; ребенка, общество и его культурные ценности

По доминирующему методу:

Исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные

По характеру содержания:

включают ребенка и его семью; ребенка и природу; ребенка и рукотворный мир; ребенка, общество и его культурные ценности.

По количеству участников:

индивидуальный, парный, групповой и фронтальный

По продолжительности:

краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный

Исследовательские проекты

Требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата.

Информационные проекты

Цели: собрать информацию о каком-то объекте, явлении, а потом ознакомить с ней участников, проанализировать и обобщить наблюдаемые факты.

Структура информационного проекта: получение и обработка информации, результат(доклад, альбом с рисунками и фотографиями), презентация

Игровые (приключенческие) проекты

Структура игровых проектов только намечается, участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием.

Степень творчества высокая, но доминирует ролево-игровая.

Игровые проекты строятся по принципу развивающейся интриги. Активность детей не ослабевает в процессе всей работы.

Практико-ориентированные проекты

Четко обозначенный ожидаемый, ориентированный на социальные интересы, результат деятельности участников.

Требует хорошо продуманной структуры и организации работы на отдельных этапах.

Монопроекты

Как правило, такие проекты проводятся по одному предмету. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы. Разумеется, в монопроектах не обходится порой без применения знаний и из других областей для решения проблемы.

Межпредметные проекты

Как правило выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а могут быть достаточно объемные, общешкольные, планирующие решить ту или иную сложную проблему, значимую для всех участников проекта. Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, согласованной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания

Учебный проект может выполняться индивидуально, но чаще и наиболее эффективно в совместной групповой работе. Для осуществления проектной деятельности применяются следующие методы:

1.Мозговой штурм направлен на поиск решения обсуждаемой проблемы. А. Осборн, предложивший его, раскрывает сущность метода так: «Вы должны рассматривать тот или иной объект со всех возможных точек зрения и фиксировать все идеи, которые просто приходят в голову, какими бы «притянутыми за уши» они не казались. Вы должны будоражить свой мозг до тех пор, пока не выудите из него все существующие в нем мысли». Все участники мозгового штурма равны в своем статусе, находятся в ситуации дефицита времени, роли могут быть как распределены («атакующие», «критикующие», «фиксирующие», «экспертирующие»), так и свободны.

2.Синектика (от греч. «совмещение») активизирует индивидуальный и групповой потенциал путем рассмотрения выбранных проблем в разных группах, разными способами и последующее соотнесение результатов.

3.ТРИЗ – теория решения изобретательских задач (была разработана и впервые применена в 1946 году Г.С. Альтшулером) напоминает организацией этапов другие способы групповой работы, но здесь применяются специфические формы, такие, как «оператор РВС» (размер – время - стоимость) и метод контрольных вопросов (Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда?)

4.ОДИ – организационно - деятельностная игра (впервые подготовлена и проведена в 1979 г. Под руководством Г.П. Щедровицкого). ОДИ включает следующую типологию: игры на проектирование, образовательные игры, имитационное моделирование. Отличие ОДИ от других форм работы в том, что все процедуры, связанные с вычленением, формулированием, выдвижением гипотез, принятием решений, производят сами участники игры. Эти процедуры не являются внешними по отношению к задействованным в игре.

5.Ролевые игры

6.Методика КТД

7.Дискуссионные и эвристические беседы

8.Поисковый метод

ЧТО ПОЛУЧАЕТСЯ И ПОЧЕМУ ПОЛУЧАЕТСЯ НЕ ВСЕГДА?

ВОСЕМЬ ОТВЕТОВ НА НАБОЛЕВШИЕ ВОПРОСЫ

Выделенные вопросы построены на основе типичных затруднений учителей.

  1. Сколько времени должно отводиться на проект?

Проекты по продолжительности бывают разные. Поэтому они могут, в среднем, занимать от 2-х до 6-ти недель (по 2 часа в неделю). Как правило, в сложившейся практике обучения на проект целиком отводится пос­ледняя, четвертая, четверть учебного года. Профильное обучение в старших клас­сах ориентировано на долгосрочные проекты. Проект может не занимать все уроки полностью. Все определяет Учитель: он структурирует каждый свой урок в соответствии с логикой познавательной деятельности и тематикой, предусмот­ренной программой обучения. Поэтому определенные этапы работы над проек­том могут занимать лишь часть урока. Если задуман большой, рассчитанный на длительный промежуток времени проект, то, скорее всего, надо говорить о про­екте во внеурочной деятельности. Разумеется, часть проекта тематически и по содержанию привязанная к программному материалу, может выполняться на уроках. Более того, обсуждение методов исследования, а также результатов, вклю­чая промежуточные, рекомендуется проводить именно на уроках.

2. Что такое «обучение через проектную деятельность»?

Одним из наи­более часто встречающихся затруднений при применении метода проектов яв­ляется то, что учителям не сразу становится понятна идея обучения через проек­тную деятельность. Многие исходят из того, что надо сначала пройти всю программу, а потом иметь специальное время на проект. Но иногда такого вре­мени нет. В этом случае учитель определяет ряд тем, которые выносятся на са­мостоятельное изучение в ходе выполнения проектов. Учащиеся осуществляют поиск информации по своей проблеме и в ходе выработки решения самостоя­тельно осваивают ряд тем учебной программы. Это происходит как бы испод­воль, в ходе практической деятельности. Учитель - лишь консультант. Однако опыт применения такого подхода показывает, что он может нести в себе опас­ность теоретических пробелов в знаниях учеников, если не предусматривается время на обобщение и контроль самостоятельно пройденных тем.

Таким образом, напрашивается вывод, что в случае, когда ряд тем выносится на самостоятельное изучение в ходе выполнения проекта, нельзя заканчивать курс лишь защитой проектного задания, обязательно надо отво­дить время на обобщающее теоретическое занятие.

3. Проект и самостоятельная творчес­кая работа -это одно и то же?

Нет, не совсем так. Существует нюанс. Про­ект является творческой работой, но не всякая творческая работа является проектом. Творческая работа - более свободный вид деятельности, чем проек­тирование. Он не предполагает такой четкой работы в структуре. К сожалению, учителя путают этот тип заданий. Например, как руководители проектов, они иногда упускают из виду обязательный первый шаг — обозначение проблемного поля, выявление некой потребности, которая должна быть удовлетворена в ре­зультате работы. «Найди потребность и удовлетвори ее» - вот девиз проектной деятельности школьника. Если в формулировке темы проекта не обозначена про­блема, а просто дано задание изготовить некий объект, то последующий процесс нельзя считать проектной деятельностью. Но это может быть самостоятельной творческой работой. Выполнение проектного задания для школьника обязательно должно быть сопряжено с самостоятельным решением проблемы и осущест­влением обоснованного выбора из ряда альтернативных вариантов с последую­щей рефлексией. В этом заключается принципиальное отличие проекта.

4. Чем проект отличается от реферата?

Вот «камень преткновения». Этот вопрос часто задается учителями по причине неприятия частью из них требова­ния письменного оформления результатов проекта. С другой стороны, многие на­оборот грешат излишней требовательностью к объему представляемого письмен­ного материала проекта, что также не всегда обосновано. Проект и в самом деле, часто превращается в реферат, да еще и «скачанный» из Интернета, что губит всю идею данного метода. Особенно это касается информационных проектов. Итак, реферат — это краткое изложение содержания книги, статьи и т.п., а также доклад с таким изложением. Информационный же проект пред­полагает работу в структуре исследовательской деятельности. Он должен содержать

  • предмет информационного поиска;
  • поэтапность поиска с обозначением про­межуточных результатов;
  • аналитическую работу над собранными фактами;
  • выво­ды;
  • корректировку первоначального направления (если потребуется);
  • дальнейший поиск информации по уточненным направлениям;
  • анализ новых фактов;
  • обобще­ние;
  • выводы и т.д. (до получения результатов, удовлетворяющих решению про­блемы информационного поиска);
  • заключение, оформление результатов (обсуж­дение, презентация (защита), внешняя оценка, рефлексия).

5. Как педагогически грамотно заканчивать проект?

Последний шаг - обязательно рефлексия, анализ сделанного, сравнение того, что было задумано, с тем, что получилось. Именно поэтому алгоритм проектной деятельности и называют «дизайн-петля»: соединяя, посредством рефлексивного анализа, ко­нечный результат с "началом работы, мы как бы замыкаем круг нашей деятельно­сти, придаем процессу целостность, сопоставляя цель и результат.

Защита проекта. Рекомендуется составлять сценарий защиты. Примерная схема защиты может выглядеть так:

1. Постановка проблемы, ее актуальность.

2. Высказывание гипотезы, аргументация ее положений.

3. Основная часть. Этапы работы над проектом, полученные результаты, их краткий анализ.

4. Выводы. Результаты рефлексивной оценки проекта.

5. Ответы на вопросы других групп (дискуссия).

Для защиты должны быть расписаны роли участников проекта (сценарист, докладчик, оформитель, содокладчик, демонстратор, ассистент), определен перечень материалов для защиты (папка работы над проектом (дизайн-папка), рисунки, схемы, плакаты, видео-фильм, мультимедийные средства и т.д).

Защиту лучше проводить на сдвоенном уроке, чтобы иметь достаточно вре­мени для выступлений участников. Примерный план уроков:

1-й урок:

Организационный момент (2 мин);

• Актуализация знаний и мотивации их применения в решении проектных задач (8 мин);

• Защита проектов (2 группы по 7-10 мин);

• Ответы на вопросы (дискуссия) по 5 мин на каждый проект.

2-й урок:

Организационный момент (2 мин.);

• Защита проектов (2-3 группы по 7-10 мин);

• Ответы на вопросы (дискуссия) по 5 мин на каждый проект;

• Тестовый контроль знаний (если осталось время - 10 мин);

• Подведение итогов урока (выставление отметок) - 4-8 мин.

6. На какие вопросы отвечает школьник в процессе рефлексии?

Учитель направляет рефлексивную оценку школьником своей проектной деятельности в двух аспектах:

1. Рефлексивная оценка решения поставленной проблемы. Насколько успешно решена проблема? В зависимости от типа проекта: если изготовлено изделие, то насколько оно удачно; если проект информационный, то насколько полно со­брана информация и в какой мере удовлетворяет она потребность, обозначен­ную при формулировке проблемы и т.п. Насколько представленное проектное решение может быть улучшено?

2. Рефлексивная оценка школьником самого себя в процессе проектирова­ния: Насколько Я был успешен в процессе проектирования? Ответ на этот воп­рос должен отражать ряд критериальных моментов, связанных с этапами проек­тирования, например:

  • значимость и четкость формулировки проблемы;
  • аргументация положений гипотезы, планирование и проведение исследования (если проект исследовательский);
  • успешность применения творческих методов проектирования (если проект творческий);
  • широта спектра первоначальных идей;
  • достаточность проработки выбранной идеи и т.д.

7. Как оценивать проект?

Оценка проекта должна быть интегрированной. Она складывается из оценок

  • этапов выполнения проекта (от формулировки про­блемы до полученного результата),
  • результатов контрольного тестирования (если часть тем программы профиля изучалась самостоятельно в ходе проектирова­ния),
  • результатов защиты проекта.

8. Каковы критерии успешности педагогических усилий по реализации проектной деятельности и профильного обучения в целом?

Это не самый простой вопрос, хотя понятно, что основной критерий успеха - это высокие ре­зультаты, показанные учащимися. Но! Сегодня уже очевидна необъективность пятибалльной системы оценок. Ее плюсы и минусы хорошо известны. Хотя, «плюс», пожалуй, всего один; мы так привыкли. Все понимают, что истинная цена пятерки может быть разная, а тройку поставят вообще любому, даже за «никакие» знания.

А если в эксперименте надо посмотреть, реально ощутить динамику успеш­ности воспитательно-образовательного процесса, то ориентироваться надо уже на нечто другое. Интересным является подход П.С. Лернера, который предлагает следующие критерии оценки результатов:

Информационная обеспеченность (знакомства, представления, понимание).

Функциональная грамотность - восприятие установок и объяснений учите­ля, письменных текстов, умение задавать конструктивные вопросы, умение об­ращаться с техническими объектами, приемы безопасной работы и пр.

Технологическая умелость - способность выполнять трудовые операции, стан­дартизованные программами предыдущих курсов, манипулирование объектами и средствами труда, способность достижения заданного уровня качества, осво­енность ручных и машинных операций, понимание свойств материалов, пра­вильное применение инструментов, обеспечение личной безопасности, рацио­нальная организация рабочего места и др.

Интеллектуальная подготовленность - способность вербализовать трудовые операции, рефлексия трудовой деятельности, понимание постановки учебных (теоретических и практических) задач, "достаточность объема памяти, способ­ность сравнивания предметов по размеру, форме, цвету, материалу и назначе­нию, аддитивное восприятие новой информации, умение пользоваться учебной литературой.

Волевая подготовленность - стремление выполнять поставленные учебные задачи, внимательное отношение к речи учителя и к педагогической ситуации, поддержание культуры труда, дружелюбное взаимодействие с другими учащи­мися, желание выполнить задание на высоком уровне качества; толе­рантное отношение к замечаниям, пожеланиям и советам; выбор темпа выпол­нения задания; успешное преодоление психологических и познавательных барьеров; способность запрашивать и получать помощь и др.

Безусловно, данные критерии слишком обобщенные, но хорошо подготов­ленные преподаватели, обладающие развитым педагогическим мышлением, впол­не могут ими воспользоваться. Условно в ходе экспериментальной работы по каждому критерию можно выделить 3 уровня: высокий, средний и низкий и, основываясь на динамике изменения уровней данных показателей, делать вывод об успешности воспитательно-образовательного процесса профильного обуче­ния в целом и проектной деятельности, в частности.

Опыт работы по организации проектной деятельности позволил мне порекомендовать ряд памяток.

Для того чтобы работа была эффективной, необходимо соблюдать следующие условия, которые сформулированы в памятке для учителя.

Памятка для учителя.

  1. Работа по исследованию метода проектов должна быть целенаправленной и систематичной.
  2. Работа должна быть личностно значимой, важной для школьника. Необходимо помогать учащемуся, видеть смысл их проектной деятельности, видеть возможность реализации своих возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.
  3. Учитель должен создать среду, атмосферу для проектной деятельности, поддерживать интерес к этой деятельности, ситуацию успеха.
  4. Создать психологический комфорт:

а) дети не должны бояться совершить ошибку;

б) не подавлять желание, а поддерживать и направлять;

в) дать возможность раскрыться, поверить в себя каждому ученику.

  1. Учитель должен быть примером для детей. Он должен показывать свое стремление ко всему новому, желание познавать мир.
  2. Необходим учет возрастных особенностей и педагогических условий при проектной деятельности. Проект должен быть интересным, посильным, полезным.
  3. В начальной школе должен преобладать индивидуальный проект, когда ребенок преодолевает все ступени сам.

Памятка для родителей.

  1. Покажите пример детям в своем стремлении к новому, неизвестному, к стремлению решать различные проблемы, задачи с удовольствием, радостью.
  2. Привлекайте детей к совместному решению информационных проблем взрослых, а затем и проблем детей.
  3. Присматривайтесь, прислушивайтесь к детям. Не оставляйте их вопросы без внимания.
  4. Помогайте детям осваивать новые знания, но не старайтесь все сделать за них.
  5. Меньше наставлений, прямых инструкций.
  6. Не сдерживайте инициативу.
  7. Не ленитесь и не бойтесь потратить время на работу с ребенком в библиотеке, дома с книгой.
  8. Не раздражайтесь.
  9. Никаких отрицательных суждений, если что-то не получается.
  10. Учите доводить дело до конца.

Особое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.

Правила презентации для ученика:

  1. Установи спокойное, размеренное дыхание – это успокаивает.
  2. Найди удобное положение тела и место для рук.
  3. Спокойно посмотри на слушателей.
  4. Назови тему.
  5. Заинтересуй слушателей выступлением.
  6. Говори свободно. Следи за жестами и мимикой.
  7. Подчеркивай самые важные мысли в своей работе, меняя тон голоса. Тон делает музыку выступления.
  8. Делай паузы, чтобы слушатели смогли осмыслить то, что услышали.
  9. Логично закончи свое выступление.

Памятка для учителя по подготовке к презентации.

  1. Помогите ученикам произвести самооценку проекта:
  2. Почему начали работу над проектом?
  3. Решили ли вы проблему?
  4. Как оценили вашу работу люди, столкнувшиеся с работой?
  5. Что не доделано, а может быть можно изменить.
  6. Помогите оценить процесс проектирования.
  7. Помогите ученику подготовить проект к презентации. Разработать план выступления.
  8. Не следует из презентации делать спектакль, это отвлекает от сути.
  9. Оценка проекта должна носить стимулирующий характер.
  10. Не следует превращать презентацию проектов в соревнование. Лучше выделить номинации.
11.05.2017 16:43


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!