СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Была улица Пионерская, а стала Дворянская

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дворянская

Название улицы – скорее дань традиции, какой же уважающий себя город без Дворянской улицы, когда дворяне – опора престола и государства. В действительности, на Дворянской улице в конце XIX – начале XX в. не проживало ни одного дворянина. Сергиевский Посад вообще никогда не отличался изобилием дворян. Дело в том, что не имея городского статуса, Посад не имел и обязательных для городов учреждений, таких как судебная палата, казначейство и других, в которых служили дворяне. Не было в Посаде и своего постоянного гарнизона с бравыми офицерами из благородных дворянских семей.

Самыми знатными обитателями Дворянской улицы были домовладельцы, имевшие чин Надворного Советника. Этот чин 7-го класса по «Табели о рангах» соответствовал армейскому званию подполковника. Носителя этого чина титуловали «Высокоблагородием». Чин открывал возможность получения дворянства.

В 1893 г. на улице Дворянской, в деревянном одноэтажном доме, проживали наследники Надворного Советника В. А. Смирнова, скорее всего, профессора Московской Духовной академии. В 1894 г. дом принадлежал почетной гражданке А. И. Лаврентьевой. Сословная группа почетных граждан, учрежденная в 1832 г., состояла в большинстве своем из купцов, которые 20 лет удержались в купеческом сословии или получили правительственную награду. Лаврентьева, надо полагать, была вдовой личного почетного гражданина. Ее сын М. Е. Лаврентьев, получив к 1906 г. чин Надворного Советника, поднялся выше по социальной лестнице.

Дворянская улица могла появиться еще во 2-й половине XVII в., как крайняя восточная улица Служней слободы. Изображение улицы, еще не прямой как сейчас, можно найти на плане Посада 1783 г., а наиболее раннее известное упоминание относится к 1799 г.

Располагаясь в восточной части Сергиевского Посада, Дворянская улица соединяла улицы Белую (Шлякова) и Нижнюю (Митькина). К середине XIX в., при перепланировке Посада, Дворянская улица была спрямлена. К этому времени на ней насчитывалось не более десяти домовладений, все в южной половине и у пересечения с улицей Александровской (Вифанской). Все упомянутые домовладения стояли на восточной стороне улицы. Западная же сторона представляла собой зады домовладений параллельного ей Овражного переулка и улицы Большедорожной. Таким образом, к середине XIX в. застроено было менее половины Дворянской улицы.

К началу XX в. Дворянская улица включала 17 дворовых владений и 21 жилой дом, в том числе 5 смешанных, 3 деревянных двухэтажных, остальные деревянные же одноэтажные.

Почти все домовладельцы улицы относились к мещанскому и крестьянскому сословиям. Купечество было представлено всего тремя семьями, причем дома их были самыми дорогими на улице. Один смешанный двухэтажный дом принадлежал московской купчихе М. Н. Когтевой – матери известного всему Посаду купца Г. В. Когтева. Наряду с Когтевой совладельцами дома числились два ее внука и две внучки, судя по их отчеству, приходившиеся Г. В. Когтеву племянниками. Два других смешанных двухэтажных дома принадлежали купцам А. С. Конькову и А. С. Пивоварову. Последний в 1902 г. был избран помощником городского старосты, но почему-то не был утвержден в должности Московским губернатором. Двухэтажный смешанный дом купцов Пивоваровых украшает середину Дворянской улицы на пересечении ее с улицей Вифанской.

Почтенное, рискнем сказать «крутое» название улицы соответствовало ее топографическому положению: южная часть улицы представляла и представляет собой крутой спуск с улицы Александровской (Вифанской) к Нижней (Митькина).

Северная половина Дворянской улицы проходит по ровной местности, зато южная половина до сих пор представляет крутой косогор, спускающийся к Нижневке. В прошлом этот косогор затруднял проход и проезд по улице на столько, что продавцы дров и сена, не смотря на близость улицы к торговой площади, часто не решались доставить товар на место или же значительно повышали цену. Извозчики же просто отказывались возить пассажиров по косогору. В августе 1899 г. обитатели Дворянской улицы жаловались городским властям на то, что «они совершенно лишены прохода и проезда по своей улице» и предлагали «уравнять» косогоры на счет городских средств «с пособием от домовладельцев». /ЦИА,М. Ф.65. Оп.10. Д.17. Л.59, 85./

Между прочим, из жалобы домовладельцев следует, что в 1899 г. Дворянская улица еще не была замощена. В мае 1905 г. Московский губернатор распорядился до 1 ноября 1905 г. устроить на Дворянской улице тротуары *. ЦИАМ. Ф.65. Оп.12. Д.120 (1901). Л.73. Удалось ли выровнять косогоры и появились ли тротуары к ноябрю памятного для России года, не известно. Даже в 1913 г., по крайней мере, половина улицы от угла улицы Александровской до Белой все еще оставалась незамощенной *. ЦИА.М. Ф.65. Оп.38. Д.17. Л.92.

Советское название ул. Дворянской – Пионерская – непосредственно связано с реалиями молодежной политики в городе – созданием пионерской организации. В то время пионерские отряды создавались не при школах, а по месту жительства, предприятиями. Первый пионеротряд создали две артели игрушечников – «Красная игрушка» и «Имени Д. Рубина», и примкнувшая к ним шелкоткацкая фабрика им. 8 Марта. Базировался отряд при клубе «Красной игрушки». Стоит сказать, что улица Пионерская в 1920-30 гг. четко делилась на две части. Одна сторона ее «принадлежала» ученым и деятелям искусства, а другая была «производственной».

Самый замечательный дом «гуманитарной» стороны, конечно же, связан с именем П. А. Флоренского. Литература, языкознание, математика и техника, философия и богословие – вот неполный перечень круга интересов Павла Александровича. Среди гостей, посещавших его дом, было много интересных людей. Мемориальная доска на доме напоминает нам про труды и дни П. А. Флоренского. Хозяин дома, о. Андроник, внук мыслителя и ученого, много лет посвятил изучению творческого наследия Павла Александровича, его популяризации, увековечиванию памяти.

В самом низу улицы, на ее «подоле» стоит деревянный дом, в котором жил с начала ХХ века художник Владимир Иванович Соколов. Наш город во многом обязан ему своей славой центра кустарных промыслов. Для местных кустарных мастерских Владимир Иванович изготовил более тысячи образцов художественных изделий, «дал жизнь» ставшей одной из популярнейших техник в прикладном искусстве – выжигу под роспись. Кроме того, Владимир Иванович создал большое количество графических работ, сохранивших облик старого Посада. Совсем рядом с его домом до 1932 г. находилось и его любимое детище – кустарные мастерские. Артель игрушки им. Д. Рубина располагась в одном из корпусов бывшего Александро-Мариинского Дома Призрения, имевшим выход на ул. Пионерскую. Она относилась к системе Коопинтруда и обеспечивала работой инвалидов. Кто такой Д. Рубин, мы долго не могли разобраться. В конце концов, выяснилось, что это один из теоретиков советского кооперативного движения.

Очень славились елочные украшения, которые изготовляла артель (после легализации новогодних елок), а также лошадки из папье-маше. Потом артель стала основой для фабрики «Художественная игрушка», что находилась в 1950-х-начале 60-х в Конном дворе. В 1933 г. в городе возникло новое предприятие – Завод школьного приборостроения. Конечно же, ему потребовалось жилье для сотрудников. Началось строительство многоквартирного дома на ул. Пионерской. Он был сдан под заселение в мае 1939 г. и получил порядковый номер 16, а потом и «личное имя» - «шестнадцатый». В нем немедленно открыли специализированный магазин «Молоко», один из лучших в городе.

Рядом с магазином в марте 1941 г. начали работу новые детские ясли (они перебрались в новое здание с ул. Карла Маркса). Оба дома – интересные памятники типовой советской застройки второй половины 1930-х годов.

Когда артель «Художественная игрушка» (к концу 1930-х Рубина уже не вспоминали) перебралась на новое место, ее помещение заняла Трикотажная фабрика им. Розы Люксембург.

Среди постоянных аборигенов Пионерской улицы были и грачи. Огромные их колонии много десятков лет гнездились на старых деревьях напротив «шестнадцатого». В 1966 г. с ними пробовали воевать, но привлеченные к этому делу пожарные наотрез отказались от столь рискованной и никому не нужной затеи властей.

16.07.2022 21:10


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!