© 2016 2187
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Первое издание «Рождественской песни» Диккенса
Предлагая учащимся для чтения и обсуждения это произведение Чарлза Диккенса, хочется, чтобы они полюбили творчество большого писателя, поняли причины его тревоги, вызванной нравственным состоянием общества, почувствовали, как животрепещущи сейчас поднятые им проблемы, и разделили мысль художника, взятую эпиграфом к уроку: «Душа, заключённая в каждом человеке, должна общаться с людьми, соучаствовать в их судьбе».
– В рассказе Диккенса есть такие слова: «Даже веками раскаяния нельзя возместить упущенную на земле возможность сотворить доброе дело». Убеждает ли нас писатель в этой мысли? Соглашаемся ли мы с ним, прочитав о судьбе Скруджа? Ответить на этот вопрос я попрошу вас в конце урока.
Начинаем знакомство со Скруджем, героем повести, идя вслед за автором. Обратим внимание на художественные приёмы, помогающие раскрыть главное в его характере: холод, чёрствость, скупость.
– Каким предстаёт перед нами герой в начале повести? Какую деталь в его портрете подчёркивает писатель? («Он был холоден и твёрд, как кремень, и ещё никому ни разу в жизни не удалось высечь из его каменного сердца хоть искру сострадания. Душевный холод заморозил изнутри старческие черты его лица, заострил крючковатый нос, сморщил кожу на щеках, сковал походку, заставил посинеть губы и покраснеть глаза, сделал ледяным его скрипучий голос. И даже его щетинистый подбородок, редкие волосы и брови, казалось, заиндевели от мороза».) Отмечаем приём великолепной гиперболизации и метафоризации, присущий писательской манере Диккенса.
Обращаем внимание на то, что портретные детали, свойства характера героя под пером замечательного мастера, каким был Диккенс, проецируются на окружающую обстановку, взаимоотношения с людьми, явления природы («Он всюду вносил с собой эту леденящую атмосферу. Присутствие Скруджа замораживало его контору в летний зной. Самый яростный ветер не мог быть злее Скруджа, самая лютая метель не могла быть столь жестокой, самый проливной дождь не был так беспощаден»). Отдмечаем, что повторение прилагательных в превосходной степени помогает автору подчеркнуть главное в характере своего героя.
– А в отношениях с людьми не виден ли тот же холод? («Ни один нищий не осмеливался протянуть к нему руку за подаянием. Казалось, даже собаки, поводыри слепцов понимали, что он за человек, и, завидев его, спешили утащить хозяина в первый попавшийся подъезд».)
Далее знакомимся с жизненной философией Скруджа, в основе которой эгоизм, голый расчёт. (Бедняки не имеют права жениться, веселиться, не должны рассчитывать на его помощь: для этого есть остроги и работные дома, и если же бедняки умирают, «это сократит излишек населения».)
Читаем описание погоды накануне рождественских праздников («Холодная, унылая, с завесой тумана – такой плотной, что, казалось, её можно пощупать рукой. Туман заползал в каждую щель, в каждую замочную скважину. можно было подумать, что сама Природа открыла где-то по соседству пивоварню»).
– Какую ассоциацию вызывает это описание? (Убеждаемся, что у Диккенса нет случайных деталей: погода перед Рождеством подстать угрюмому, мрачному состоянию Скруджа.)
Закончив работу над экспозицией, познакомившись со Скруджем, его жизненной философией, приступаем к прочтению центральной (кульминационной) части рассказа, звучащей как нравственная проповедь автора, прибегающего к жанру сказки. Выясняем, с какой целью он использует этот жанр (облегчить изображение морального перерождения героя). Называем примеры сказочных элементов: Духи, видения, ночные полёты над спящим городом, возвращение в прошлое, перенесение в будущее.
Выясняем, для чего появляется на страницах рассказа Дух Марлея, компаньона Скруджа. (Он выражает авторское убеждение и предостережение: «Забота о ближнем, милосердие, сострадание, щедрость» – вот главное в делах человека; «а коммерция – это лишь капля воды в безбрежном океане предначертанных дел». И ещё Марлей хотел возвестить, что для Скруджа не всё потеряно.)
– Может быть, слова эти утратили для нас значение?
– Встречи с Духами. Что они помогли осознать, почувствовать и понять Скруджу? (При чтении отмечаем, как постепенно меняется герой.)
Дух Прошлого переносит в детство, в пору искренности, чистоты и добра. Мы же вместе с Духом наблюдаем за поведением, изменением в лице Скруджа в момент его появления на родине, в стране своего детства («Ему чудилось, что на него повеяло тысячью запахов, и каждый запах будил тысячи воспоминаний о давным-давно забытых думах, стремлениях, радостях, надеждах», губы задрожали, по щеке покатилась слеза, голос срывался, «все находило отклик в смягчившемся сердце Скруджа и давало выход слезам», которые катились по счастливому восторженному лицу. Герой видит, чувствует творимое добро, «которое стоит целого состояния»).
Дух Настоящего продолжает начатое Духом Прошлого. Писатель будит наше воображение, и вот мы в жилище Боба Крэтчита, клерка Скруджа, когда всё семейство собралось за рождественским ужином. Скрудж, охваченный сочувствием к маленькому больному Тиму, не хочет, чтоб он умер. Но Дух повторяет слова самого Скруджа: «Если ему суждено умереть, пускай себе умирает и тем сократит излишек населения!» Терзаемый раскаянием и печалью, он слышит своё осуждение: «Человек! Тебе ли решать, кто из людей должен жить и кто – умирать?. О боже! Какая-то букашка, пристроившись на былинке, выносит приговор своим голодным собратьям за то, что их так много расплодилось и копошится в пыли!» (Какая метафора-ирония, переходящая в сарказм!) И Скрудж согнулся под тяжестью этих укоров и потупился, трепеща.
Оказавшись в доме племянника на празднике, услыхав знакомую мелодию, Скрудж ещё более смягчается («Картины прошлого снова ожили в его памяти. и сердце его смягчалось всё более и более, и ему казалось уже, что внимай он чаще этим звукам в давно минувшие годы, и, быть может, он всегда стремился бы только к добру на счастье себе и людям, и не пришлось бы духу Джейкоба Марли вставать из могилы»). А Дух всюду, где они побывали, «где суетность и жалкая земная гордыня не закрывают сердца человека», учил Скруджа заповедям милосердия.
Дух Будущего приводит героя к заросшей травой каменной надгробной плите, на которой Скрудж читает своё имя, имя того, о ком после смерти никто не скажет: «Этот человек был добр ко мне, и в память того, что как-то раз он сказал мне доброе слово, я теперь позабочусь о нём». И у своей могилы Скрудж в беспредельной муке обещает помнить уроки Духов, искупить своё Прошлое Настоящим и Будущим.
И вот развязка. Отмечаем: Диккенс не был бы Диккенсом, если бы не поверил словам своего героя, не заставил убедиться ходом повествования нас, читателей, в благотворном влиянии на него всего с ним произошедшего. Как меняется тон повествования? А природа? Вместе с героем не преображается ли и она? («Ни мглы, ни тумана! Ясный, погожий день. Колкий, бодрящий мороз. Он свистит в свою ледяную дудочку и заставляет кровь, приплясывая, бежать по жилам. Золотое солнце! Лазурное небо! Прозрачный свежий воздух! Весёлый перезвон колоколов! О, как чудесно! Как дивно, дивно!») Так ликующе-взволнованно воспринимает её совсем недавно «холодный и твёрдый, как кремень», Скрудж.
– Для чего при описании состояния своего героя автор использует повторы: «довольно посмеиваясь, уплатил за индюшку, и, довольно посмеиваясь, заплатил за кэб, и, довольно посмеиваясь, расплатился с мальчишкой, и, довольно посмеиваясь, опустился, запыхавшись, в кресло и продолжал смеяться, пока слёзы не потекли у него по щекам»?
Послав индюшку Бобу Крэтчиту, Скрудж отправляется на праздник к племяннику Фреду, где проводит «чудесный вечер!» в «чудесном единодушии во всём!», понимая теперь, что «рождественские праздники – дни милосердия, доброты, всепрощения, когда люди. свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних, – даже в неимущих и обездоленных,— таких же людей, как они сами».
Возвращаемся к словам эпиграфа и соглашаемся с автором. Да, человека делает счастливым общение с людьми, «сочувствие в их судьбе». Делая добро, человек сам становится счастливым. Диккенс нас призывает к альтруизму («Скрудж таким стал добрым другом, таким тороватым хозяином и таким щедрым человеком. На сердце у него было весело и легко»).
И последнее. Обращаемся к проблемному вопросу, заданному в начале урока. Убеждаемся: автор опровергает сам себя, показав морально переродившегося Скруджа. Можно возместить упущенную возможность сотворить доброе дело! Надо только понять, как важно делать добро! Великий писатель высказывает свою мечту о «наибольшем счастье для наибольшего количества людей».
Про Скруджа же «шла молва, что никто не умеет так чтить и справлять святки, как он. Ах, если бы и про нас могли сказать то же самое! Про всех нас! Да осенит нас всех Господь своею милостью!».
Итоги урока? Они выразились в ответе одной из учениц: «Умница Диккенс: так, между прочим, заставить нас, читателей, взглянуть на себя, на свою жизнь, всё ли в ней так».
Иллюстрация к повести Чарльза Диккенса «Рождественская песнь»
Художник Патрик Джеймс Линч
Источник: Вязанкина Л. А. Ч. Диккенс. «Рождественская песнь в прозе» (VIII класс). – «Литература в школе». – 1994. – № 6. – С. 95-96.
https://www.youtube.com/watch?v=EwqAJdS5ea0
© 2016 2187