СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Чем обернётся Год педагога ? Если мы радикально не улучшим оплату педагогического труда, кризис в образовании неизбежно будет нарастать.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чем обернётся Год педагога ?

Если мы радикально не улучшим оплату педагогического труда, кризис в образовании неизбежно будет нарастать.

Иллюстрация

Российский президент предложил объявить 2023 год Годом педагога. Мы двумя руками «за». Но позволю себе напомнить некоторые немаловажные факты.

Первое.

Годом учителя уже был объявлен 2010-й. Но, увы, в том году учитель почти ничего не получил.

Второе.

2021-й – год новых технологий. Однако, по данным комитета Государственной думы по образованию и науке, в этом году доля расходов на науку из федерального бюджета не увеличилась, а даже чуть-чуть сокращается. Поэтому, приветствуя предложение по Году педагога, хочется спросить, что реального будет сделано к этому времени?

Давайте по пунктам.

1. Президент предложил изгнать из образовательного законодательства, за исключением финансовых документов, понятие так называемых «образовательных услуг». Мы и здесь двумя руками «за». Но хочу напомнить, что именно такой законопроект Ваш покорный слуга вносил в Государственную думу, причём при поддержке тогдашнего министра просвещения Ольги Васильевой. Правительство не согласилось со своим министром: видимо, экономический блок важнее. А большинство Государственной думы, естественно, согласилось с правительством, приговаривая: «Конечно, образование – это не услуга, но мы не можем принимать такой закон». Кончилась эта дискуссия тем, что один из наших коллег по комитету по образованию и науке назвал нас романтиками и сказал, что мы «застряли на Чехове». Мы ответили: «Спасибо за комплимент».

2. Президент заявил, что уже в этом году широкополосный высокоскоростной интернет должен прийти во все российские школы. Напомню, что в моём родном городе Омске, по данным министерства образования Омской области, высокоскоростной интернет имеет лишь половина школ. Напомню также, что в бюджете 2021 года, по данным опять же думского комитета по образованию и науке, расходы на интернетизацию школ сокращены на 4 миллиарда рублей по двум программам. Как будет исполнено поручение президента, пока представляю себе плохо.

3. Президент заявил о том, что надо выделить федеральные деньги на ремонт школ. Вот здесь поддерживаю без оговорок. 7300 школ должны быть отремонтированы к 2026 году. Не знаю, много это или мало, учитывая, что количество школ в России более 40 тысяч и, скорее всего, в ремонте нуждается из них реально половина, но это важное направление, поскольку новые школы строятся медленно, и пока они будут строиться, если не ремонтировать старые, заниматься детям будет негде.

4. Строительство новых школ. Согласно поручению президента и распоряжению правительства от 2015 года, в России должны были перевести на односменный режим учёбы все начальные и старшие классы к 2020 году, а к 2024 году – все классы с 5-го по 9-й. Но финансирование, которое выделял Минфин, отличалось от графика, который был прописан в распоряжении правительства, как небо от земли. В результате теперь позиция пересмотрена. Предлагается ликвидировать только третьи смены, и, соответственно, расселить детей из слишком переполненных школ. Также председатель комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов говорил, что с такими темпами строительства школ мы выполним поставленные задачи не раньше XXII века. Сейчас темпы немножечко увеличились. Но на реализацию первоначального поручения президента о переходе на односменную работу школ потребуется более 40 лет.

5. Статус педагога. Президент заявил, что принципы оплаты педагогического труда будут пересмотрены. Мы «за». Мало того, мы вносили законопроект о том, чтобы базовые ставки педагогов были не ниже двух минимальных размеров оплаты труда по региону или по РФ. Законопроект был провален большинством голосов Государственной думы по требованию правительства.

6. Возникает вопрос: будут ли под новую систему оплаты труда выделены дополнительные средства или правительство в очередной раз будет пытаться повесить всё на регионы и решить вопрос путём перераспределения уже имеющихся денег – другими словами, повторится ли басня о Тришкином кафтане. Рукава отрезали, полы оставили и наоборот. Наше глубокое убеждение – без дополнительного финансирования проблему статуса педагога мог бы решить разве что Мавроди. Но Мавроди, слава богу, ни в правительстве, ни в Думе не работает.

7. Президент задал вопрос: «Почему в России столь разное качество образования, особенно в основной школе?» Я готов на этот вопрос ответить. Причин тому несколько. Одна из главных заключается в том, что в России нет единой социальной политики и бюджетной тоже.

Бюджетная обеспеченность регионов РФ, по разным данным, различается в среднем примерно в девять раз. Уровень отплаты труда педагогов (это данные, которые были озвучены на коллегии Министерства просвещения) – в семь раз.

Нельзя думать, что можно вообще не поддерживать образование финансово, не платить учителю и обеспечить достойное качество образования. Повторю, это не единственная причина, но едва ли не главная. Более того, если мы радикально не улучшим оплату педагогического труда, кризис в образовании неизбежно будет нарастать.

Заканчивая, хочу сказать – мы с удовольствием поддерживаем все позитивные предложения, которые прозвучали на Государственном совете. Но цыплят считают по осени. Давайте посмотрим на бюджет 2022 года и поймём, что российское образование, российские дети, студенты и работники образования получат в Год педагога, в 2023 году.

Категория: Прочее
02.10.2021 12:53


© 2021 119

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!