СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Чем отличаются французские учителя

Нажмите, чтобы узнать подробности

• Нагрузка и зарплата

Стандартная нагрузка учителя во Франции — 18 учебных часов в неделю. Первая зарплата, сразу после окончания вуза — 1700 евро после вычета налогов. Дальше она повышается на 100-150 евро с каждым новым эшелоном, максимальная — около 2500 евро. За классное руководство надбавка примерно 150 евро. Учителя здесь — это уверенный средний класс. Преподаватели во Франции — это госслужащие, «функционеры», и поэтому они имеют много социальных гарантий. Иметь постоянный контракт «функционера» во Франции считается удачей. И уволить не могут просто так, и зарплата очень достойная, и гарантированная хорошая пенсия. Правда, и стать учителем непросто — очень большой конкурс и отсев.

• Отпуск

Отпуск французского учителя — 17 с половиной недель. Летние каникулы здесь длятся два месяца, есть каникулы по две недели в конце октября, рождественские, в феврале и пасхальные. Точные даты некоторых каникул зависят от региона, страна поделена на три зоны — А, В, С. Это сделано, чтобы все смогли спокойно отдохнуть: забронировать отели, перелеты без каникулярного ажиотажа. Все то время, что отдыхают дети, отдыхают и учителя, в школу приходить не нужно. Но школа может предложить учителю провести дополнительные занятия в течение недели, которые тоже оплачиваются. Дети за занятия ничего не платят. Работу учителя оплачивает школа, точнее ректорат (Академия образования региона). По каким предметам будут занятия на каникулах, решает сама школа: эти занятия предлагают ученикам, и если у них есть желание, и родители не против, то организуется группа.

• Проверки

Раз в 2-3 года работу учителя проверяет инспектор, который приезжает из региональной Академии образования. Об этом учителя предупреждают заранее. Проверяющий сидит на задней парте и делает пометки в специально подготовленные бланки. В этот же день он сообщает учителю свое решение — подтверждает ли он учителю его степень (здесь это называется «эшелон» —что-то вроде разрядов в России). По результатам комиссии и с учетом выслуги лет учителю повышают его «эшелон». Но, кстати, никогда не понижают. Всего существует 12 эшелонов. Зарплата зависит от того, на какой ступеньке ты находишься. Новый эшелон автоматически повышает зарплату. Сначала можно довольно быстро подняться на пару ступеней. Потом эшелон поднимают не чаще, чем раз в пять лет. Внезапности в таких проверках никакой не бывает. Все всегда спланировано заранее. Инспектор может попросить конспект подготовки к уроку. В других ситуациях никакие конспекты и планы никто не проверяет. Ни завуч, ни директор.

• Программа

Учитель сам выбирает программу, по которой будет преподавать. Существует общая программа Национального министерства образования и учитель обязан ей следовать, но свои уроки он может оформлять так, как удобней ему и ученикам.

• Общение с учениками

Есть регламент на этот счёт. Например, ты не имеешь права его обнимать. Маленький мальчик разбил коленку, заплакал, прибежал к тебе: ты не можешь его обнять. Имеешь право только похлопать, потереть по спинке, всё. Это в рамках борьбы с педофилией. В старшей школе тоже нельзя обнимать учеников. Любое неформальное общение в школе запрещено. К преподавателю ученики обращаются мадам или месьё.

• Общение с родителями

Встречи с родителями проходят два-три раза в год. Существует такое «рандеву учитель -родители». Родители приходят вечером с детьми или без, но к учителю нужно записаться заранее. Если учитель в течение учебного года хочет обратиться к родителям ученика, он может это сделать когда угодно через электронную почту.

• Педсоветы

Педсоветы по каждому классу проходят в конце каждого триместра. Основная задача педсовета — обсудить детально каждого ученика. На педсовет приходят учителя по всем дисциплинам, плюс один-два представителя родительского комитета, двое учеников этого класса, классный руководитель и завуч. Ученики, присутствующие на педсовете, должны донести всю информацию до каждого из своих одноклассников. Как видите, даже тут прозрачность и демократия. Такой подход позволяет избежать предвзятости.

• Подход у обучению

Все, безусловно, зависит от личности самого учителя, но подходы в России и здесь разительно отличаются. Классный руководитель у французских школьников меняется каждый год. Классы тоже перемешиваются каждый год. Благодаря этой системе в школе все друг друга знают, она позволяет уйти от стереотипов и навешивания ярлыков. Здесь нет такого как «вот мы „А“ класс, а вы „Б“, мы лучше вас, наша речевка звонче и маршируем мы лучше, у нас четыре отличника, а у вас только два». Во время обеда, во время занятий спортом все общаются вместе, нет никакого деления.

• Питание

Учителя могут питаться в столовой вместе с учениками, либо в учительской. В учительской есть специальный кухонный закуток, небольшая комната со всем необходимым для того, чтобы разогреть принесенную с собой еду. Чтобы пообедать в школьной столовой — кантине — нужно купить билет за три с чем-то евро. Обед с большим выбором блюд — несколько видов закусок, основных блюд, много овощей, фруктов, несколько видов десертов, йогурты. Обед в лицее длится примерно два часа. Он делит день на первую и вторую половину.

• Профсоюз

Профсоюз учителей во Франции может помочь учителю разрешить какие-то затруднения, в которых он встал в тупик на местном, школьном уровне. Например если учитель не согласен с построением рабочего графика или не доволен условиями работы. Профсоюз выносит дело на общественный суд, принимает свое решение, затем ставит в известность начальство обратившегося за помощью учителя. Ну и, конечно, профсоюз организует забастовки учителей. А бастуют здесь часто и серьезно.

• Забастовки

Бастуют здесь, конечно, не только учителя. Французы вообще имеют славу любителей побастовать. Профсоюз рассылает учителям письма с просьбой поддержать забастовку, которая планируется в определенные даты. Все это тоже делается заранее, не спонтанно. Те, кто поддерживает требования, идут на забастовку. Те, кто не поддерживает, заранее сообщают о своем решении продолжить работу во время забастовки. Забастовки бывают пассивные (когда бастующие сидят по домам) и активные, когда большое количество людей с плакатами приходят, например, к мэрии или к министерству образования.

24.11.2016 19:59


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!