СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Чему учат в школе? ФГОС :)

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФГОС второго поколения: чему научат в школе?

Еще недавно на вопрос обывателей: "У нас, получается, образование хуже стало?" - специалисты обычно отвечали: "Да нет, просто требования к нему изменились". А что это за требования, объяснить было трудно. И вот приближаются "иные времена": вводятся новые стандарты. Таково одно из направлений национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".

С 1 сентября 2011 г. образование нового качества будут получать все без исключения младшие школьники России.

По словам представителей Минобрнауки и РАО, содержание учебного материала изменится несильно, однако будет сделан упор на развитие личности и универсальные учебные умения. Будет уделяться большое внимание межпредметным связям, навыкам ребят ориентироваться в больших объемах информации. Кроме того, детей будут учить решению творческих задач, чтобы впоследствии они могли принимать нестандартные решения. Около 20% всего содержания образования станет вариативным, выбор будут делать родители учеников.

Новый стандарт призван возродить и воспитательную работу. Экзамен "на предмет воспитанности" проводить не будут, но в системе образования есть свои социологические исследования, которые позволят проверить результат. Стране нужны достойные люди, сильные личности, патриоты.

Предполагается также заключение договоров между образовательнь учреждением и семьей — о разделении ответственности за обучение ребенка. Специалисты говорят, что это новшество довольно старо: подобная практика в нашей стране имела место в XIX веке.

. Далее большие перемены затронут среднее звено школы, а затем старшеклассников. Для них сделают упор на самостоятельную работу, посещение библиотек, занятия по интересам. Одним словом, новшества нужны для того, чтобы детям было интересно учиться. На книжном языке педагогики это называется формированием мотивации.

По материалам бюллетеня "Образование в документах" №8/2010

В этом году многие первоклассники пойдут в школу, где появятся десять часов внеучебной деятельности. С 1 сентября 2011 года в России начнут действовать федеральные государственные стандарты второго поколения, которые пока разработаны только для начальной школы.

Главное – практика!

ФГОС второго поколения строится на деятельностном подходе. «Сейчас мы учим детей определенным знаниям, понятиям, законам. Деятельностный подход – это обучение на основе учебной деятельности, получение знаний в решении научно-познавательных и учебно-практических задач, – рассказывает главный специалист отдела общего и коррекционного образования Министерства образования и науки Челябинской области Елена Тюрина. – Причем все итоговые задания будут ориентированы не на то, чтоб сформулировать какое-либо понятие, а применить эти знания на практике».

Вот один из примеров таких задач: первокласснику дается текст про какое-либо животное, где рассказывается о том, что оно делает в течение дня, где живет и какие опасности его предостерегают. И после этого ребенку начинают задавать вопросы и по природоведению, и по математике, и по литературе. Чем питается животное? Сколько времени затрачивает на перемещение? Ребенку нужно извлечь из одного теста максимум информации. Учителя отмечают: заданий подобного типа не было никогда.

Десять часов на пение и танцы!

Кроме того, по новому стандарту в школы будет введено десять часов внеучебной деятельности в неделю. Образовательные учреждения смогут, как сами разрабатывать программы, так и использовать уже существующие.

Предполагается, что после обеда ребенок будет посещать какие-то дополнительные кружки или секции, которые предложит школа в зависимости от выбранного направления. Сколько именно их будет – решает само учреждение. При этом никто не регламентирует количество детей, которые будут посещать эти занятия. А ученики сами решают, сколько часов потратят на внеучебную деятельность: график посещений для каждого будет составлен индивидуально.

Школы должны максимально вовлекать детей в деятельность, их задача представить такой спектр услуг, чтобы заинтересовать каждого ребенка.

Но в общем-то если у детей нет желания, они могут ничем не заниматься. Здесь вся надежда только на то, что родители не позволят своим детям не посещать кружки.

Религия или этикет?

Также в школах по новой программе у четвероклассников появится предмет, которого раньше не было – «Основы религиозной культуры и светской этики». Курс будет включать в себя шесть модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. Остальные предметы не будут подвергаться изменениям, количество часов в учебных планах также остается прежним.

Проекты стандартов для основной и средней школы

Проекты стандартов для основной школы уже разработаны и проходят экспертизу. Они выполнены в концепции начальной школы. Точно также появится внеучебная деятельность, но если в начальной школе 80% основной общеобразовательной программы диктует государство, а 20% отдается учреждению, то в основной – внеучебной деятельности будет больше. Теперь 60% программы будет определять государство, а 40% – разрабатывать школа. Скорее всего, уже летом новый стандарт будет принят.

Готовятся на экспертизу и стандарты для средней школы. В 2011 году их обязательно примут. Известно лишь, что после 11 класса ученики должны будут сдавать не только традиционные экзамены, но и исследовательский проект, который разрабатывался ими в рамках внеучебной деятельности в течение всего времени обучения.

С 12 года по новым программам начнут учиться пятиклассники, а в 13 году на нее перейдут десятиклассники.

Кастинг для школ

Новый стандарт диктует требования к условиям его внедрения. Учителя должны пройти определенные курсы повышения квалификации, кабинеты должны быть оборудованы специальной техникой, а информационная образовательная среда учебного заведения открыта для детей и родителей. Сейчас школы оценивают, соответствуют ли они этим условиям.

ФГОС начальной школы

О некоторых вопросах подготовки к внедрению Федеральныx государственныx образовательныx стандартов второго поколения в начальной школе.

2010-2011 учебный год является последним этапом подготовки к внедрению ФГОС второго поколения в начальной школе. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

Работа школы и методического объединения учителей начальных классов должна быть направлена на создание условий для перехода к стандартам второго поколения, повышение психологической готовности самого учителя, развитие его профессиональной компетентности.

В первую очередь необходимо изучить педагогический, методический, кадровый и материально-технический потенциал образовательного учреждения; провести анализ ресурсов учебной и методической литературы, программного оснащения, используемого для обеспечения системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, в том числе – внеурочной деятельности учащихся.

Во-вторых, следует собрать всю необходимую нормативно-правовую базу федерального, регионального и муниципального уровня, регламентирующую деятельность по апробации условий внедрения ФГОС, подготовить документацию школьного уровня; разработать перечень мероприятий по апробации материалов, регламентирующих создание методических, кадровых, материально-технических и санитарно-гигиенических условий для полноценной реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Особое внимание следует уделить отработке алгоритма внедрения основных компонентов государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения; формированию механизма использования возможностей современных развивающих технологий, обеспечивающих формирование базовых компетентностей современного человека:

  1. информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
  2. коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
  3. самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
  4. самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

Руководителям ОУ и учителям необходимо решить и вопрос о выборе УМК для реализации целей и задач ФГОС второго поколения.

При выборе УМК, соответствующего новому стандарту, следует учитывать:

  1. содержание новых учебников должно быть рассчитано в одинаковой мере и на сильного ученика, и на слабого, то есть оно должно быть дифференцированным;
  2. содержание учебника должно быть ориентировано на развитие личности ребенка и носить деятельностный характер;
  3. учебники должны способствовать развитию познавательного интереса у детей; развивать творческие способности, самостоятельность учащихся;
  4. учебники могут использоваться во внеурочной деятельности.

Наиболее готовыми для реализации целей и задач ФГОС второго поколения являются следующие УМК:

  • «Начальная школа XXI века» (издательство «Вентана-Граф»).
  • «Перспективная начальная школа» (издательство «Академкнига/учебник»).
  • «Планета знаний» (издательство «АСТ Астрель»).
  • «Школа 2100» (издательство «Баллас»).
  • УМК по системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова (издательство «Вита-пресс»).
  • УМК по системе Л.В. Занкова (издательство Корпорация «Федоров»).

В результате реализации программы по отработке механизмов по введению ФГОС должны быть получены следующие результаты:

  1. разработана нормативно-правовая база образовательного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС;
  2. разработаны механизмы, призванные обеспечить организационное, научно-методическое и информационное сопровождение введения ФГОС.
  3. определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности учащихся;
  4. разработан план методической работы для ОУ, обеспечивающий сопровождение введения ФГОС.

С\У Халиуллина Е.Н.,2016 г.

Категория: Всем учителям
07.07.2016 14:27


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!