СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Череповецкий строительный техникум на пути развития системы государственно-общественного управления

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инга Петровна Суркова, директор БОУ СПО ВО «Череповецкий строительный техникум им. А.А.Лепехина», город Череповец;

Виктория Альбертовна Скороходова, заместитель директора по УР БОУ СПО ВО «Череповецкий строительный техникум им.А.А. Лепехина», город Череповец

Череповецкий строительный техникум на пути развития системы государственно-общественного управления.

Город Череповец - один из красивейших городов Северо-запада России, который развивается как крупный строительный центр. Строительная индустрия в экономике города занимает значительное место и является крупным заказчиком на подготовку квалифицированных кадров. Основным поставщиком специалистов для строительной отрасли в городе в течение 62 лет является БОУ CПО ВО «Череповецкий строительный техникум имени А.А.Лепехина» (ранее – Профессиональное училище № 8). В крупных строительных организациях трудятся выпускники техникума, их доля в трудовых коллективах составляет порядка 70%.

Предприятия нуждаются в притоке молодых работников с разным уровнем образования и профессиональной подготовки. Для перспективного развития строительной отрасли требуются кадры с повышенным уровнем квалификации, способные удовлетворить современные требования и обеспечить качество отделки и строительства в условиях использования новых материалов и технологий.

Управление образовательным процессом в условиях развития образовательного учреждения осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Руководителем образовательного учреждения является директор, который возглавляет Совет техникума, Совет рассматривает важнейшие вопросы, связанные с деятельностью учреждения, принимает локальные акты, основные профессиональные образовательные программы и др. Высшим коллегиальным органом управления является Совет трудового коллектива, к общественным органам управления относятся: Попечительский совет, Профсоюзный комитет. Решения, связанные с образовательным процессом принимает Педагогический совет, вопросы методического сопровождения процесса обучения – Методический совет. С октября 2011 года на базе техникума создано структурное подразделение – Ресурсный центр.

Органом общественного управления со стороны обучающихся является Студенческий совет, к полномочиям которого относится согласование вопросов, связанных с обучением, общественной жизнью, внеурочной занятостью обучающихся. Студенческий совет обеспечивает отражение прав и интересов обучающихся в важнейших положениях и локальных актах, регламентирующих их права и обязанности.

Для эффективного решения поставленных перед учебным заведением задач, а также с целью повышения качества подготовки кадров, с 2006 года в техникуме действует программа социального партнерства, разработанная заместителем директора по УПР Алешкиной Е.Б. Социальное партнерство в профессиональном образовании и обучении направлено на решение следующих задач: обеспечение информацией о ситуации на рынке труда и потребности образования на национальном и отраслевом уровне; совместная разработка политики в области профессионального образования и обучения; разработка необходимой нормативно-правовой базы; оценка эффективности аттестационных требований; совместное планирование организации системы обучения, профессиональной подготовки и переподготовки; совершенствование учебных планов и программ, повышение квалификации руководителей и педагогов; обеспечение обучающихся и педагогов рабочими местами для прохождения производственной практики и стажировки на предприятиях; совместная разработка финансовых механизмов обеспечения; мониторинг и оценка функционирования образовательной системы. С целью решения этих задач и была разработана модель многоуровнего партнерства.

Сложившийся механизм взаимодействия техникума с предприятиями способствует эффективной организации производственной практики, трудоустройству выпускников, формированию у обучающихся корпоративного духа, повышению интереса к выбранной профессии, появлению уверенности в своей востребованности на рынке труда, но имеются и значительные трудности, на решение которых должны быть направлены объединенные усилия образовательного учреждения и работодателя. Результатом такого взаимодействия должно стать создание эффективного механизма государственно-общественного управления техникумом.

На сегодняшний день в системе образования России всё шире разрабатываются модели перехода от государственно-административной к государственно-общественной системе управления образованием. Необходимость изменения системы управления образованием в направлении придания ему государственно-общественного, а затем - общественно-государственного характера связано с этапами демократического процесса в стране и повышения открытости сферы образования. Суть государственно-общественного управления состоит в объединении интересов государства и общества в решении проблем обучения, воспитания и развития подрастающего поколения с учетом социальных, культурных особенностей, традиций муниципалитета.

Закон РФ «Об образовании» (ред. 1992 г.) [1, ст. 2]. впервые указал на обязательность общественно-государственного характера управления образованием. В 2012 году Департаментом образования Вологодской области и АОУ ВО ДПО «Вологодским институтом развития образования» была разработана Концепция государственно-общественного управления в Вологодской области[2], которая была «призвана способствовать расширению общественного участия в управлении образованием, росту влияния общества на качество образования и его доступность для всех слоев населения, открытости системы образования как приоритетного социального института XXI столетия». Концепция определила условия, принципы, формы взаимодействия государства и общества в целях удовлетворения образовательных потребностей личности, общества и государства.

В ходе изучения различных источников информации анализирующих перспективные возможности государственно-общественного управления, а также опыта, накопленного образовательным учреждением, нами было сделано предположение, что в результате развития государственно-общественного управления возможно: совершенствование имеющейся модели общественного участия в управлении образованием техникума; определение условий, средств, процедур взаимодействия и деятельности структур и организаций государственного и общественного управления внутри и вне образовательного учреждения; выстраивание партнерских отношений с родителями (законными представителями) обучающихся, местным сообществом с целью максимального включения всех участников образовательного процесса в деятельность по управлению образовательным учреждением; информирование участников образовательного процесса о состоянии, проблемах и перспективах развития системы образования области; повышение заинтересованности всех участников государственно-общественного управления в к результатах взаимодействия, а именно – повышении качества профессиональной подготовки.

Нами планируется создание органа общественного управления, имеющего более широкие полномочия и частично сочетающего в себе ранее существующие органы. Это – Управляющий общественный совет, в состав которого входят представители: администрации, преподавателей, мастеров производственного обучения, работодателей, родителей, обучающихся, студентов, профсоюзов, ветеранов и др.

К функциям Управляющего общественного совета должны быть отнесены: включение общественности в процесс разработки, принятия и реализации решений, направленных на повышение качества профессиональной подготовки, более полного удовлетворение потребностей работодателя, города и региона в квалифицированных кадрах; обеспечение общественного контроля за соблюдением действующего законодательства; прав обучающихся, родителей (законных представителей), педагогов; обеспечения условий доступности качественного образования; привлечение и использование финансовых и материальных ресурсов; проведение экспертизы образовательных проектов; обеспечение активного взаимодействия с органами государственного управления в решении имеющихся проблем.

Создание Управляющего общественного совета вносит коррективы в сложившуюся систему управления. Часть функций, выполняемых ранее административной командой, переходит в ведение управляющего общественного совета. «Привлечение общественности к управлению техникумом позволит неформально вовлечь ее в решение насущных задач образовательного учреждения и в то же время отразить представление о качестве подготовки выпускников в конкретных документах, локальных актах, образовательных программах»[3, с. 38] и т.д.

Для решения задач по реализации принципов государственно-общественного характера управления необходимо готовить кадры, способные управлять внедрением инноваций, что предполагает документальное, организационное и материально-техническое обеспечение работ, подготовку учебно-методических материалов; формировать структуры, способные оценивать эффективность внедрения инноваций и предлагать корректирующие мероприятия, ставить перед собой задачи, исходя из текущего состояния процесса формирования новой системы, решать эти задачи, корректировать течение процесса; вводить функции управления инновационными процессами на различных уровнях управления; разрабатывать методическую базу и систему информационной поддержки работ.

В процессе построения механизма государственно-общественного управления мы планируем использовать потенциал ресурсного центра, в функции которого входит установление связей с предприятиями – заказчиками рабочих кадров, организация сотрудничества с общеобразовательными учреждениями с целью профориентации, организации предпрофильной подготовки школьников. Ресурсный центр имеет кадровый резерв, позволяющий организовать повышение квалификации.

В результате совершенствования модели управления учебным заведением, нами ожидаются следующие результаты: становление строительного техникума как многоуровневой и многопрофильной образовательной системы, ориентированной на реализацию различных программ профессиональной подготовки на основе здоровьесберегающего подхода, в соответствии с требованиями строительной отрасли, социальными ожиданиями общества и обеспечивающей эффективное использование ресурсной базы техникума; формирование и развитие системы эффективного взаимодействия вертикалей государственного и общественного управления; обеспечение активной позиции участников образовательного процесса (обучающихся, педагогов, представителей родительской и профессиональной общественности, молодежи) в развитии государственно-общественного управления образованием, направленной на удовлетворение образовательных потребностей и интересов, расширение и развитие социальных связей участников образовательного процесса; развитие частно-государственного партнерства в вопросах кадрового обеспечения экономики отрасли.

В настоящее время техникум переживает период становления. Основываясь на ценном опыте коллектива педагогов, традициях, сложившихся партнерских связях, мы планируем повысить конкурентоспособность учреждения среднего профессионального образования, используя механизмы государственно-общественного управления. Привлекая к управлению заинтересованные общественные структуры, мы ожидаем перехода учреждения на качественно-новый уровень, привлечение дополнительных финансовых и интеллектуальных ресурсов и за счет этого развития техникума

Список использованной литературы

  1. Закон РФ «Об образовании» (ред. 1992 г.)
  2. Концепция государственно-общественного управления в Вологодской области, 2012.
  3. Пугачева, Н.Б. Государственно-общественные механизмы управления мониторингом и развитием регионального рынка образовательных услуг/ Н.Б. Пугачева // PR в образовании. - 2008. - №3. - С.34-50.
Категория: Директору
11.03.2015 09:07


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!