СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Чтение. Работа с текстом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Являясь учителем русского языка и литературы, а также учителем начальных классов, я знаю не понаслышке, какое количество отчётов, таблиц, актов, характеристик и т.п. приходится заполнять учителям. Также не могу не отметить, насколько сложно даётся большинству педагогов работа с информацией. Часто бывает, что требуется одну и ту же информацию представить в разных видах, и даже чёткая инструкция вызывает затруднения и недовольства. Эта проблема существует во многих сферах общества. Именно проблема в работе с информацией создала необходимость в разработке и внедрении в образовательный процесс междисциплинарной программы «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом», которая с первых ступеней обучения налаживает диалог между учеником и текстом, помогает ориентироваться в различных текстовых формах, структурах, разновидностях, формирует информационную культуру личности.

Программа «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» предполагает создание условий, в которых задействован потенциал всех компонентов социокультурного пространства школы: базовый учебный процесс, система воспитательной работы школы, дополнительное образование, самообразование. Такая образовательная программа является способом формирования читательской компетенции как метапредметного образовательного результата.

Безусловно, не будем наивно утверждать, что до введения ФГОС работа с информацией не велась вообще. Конечно же, она была. Но не будем забывать, что информационное пространство непрерывно растёт, расширяется и мутирует в различные новые, уникальные формы, поэтому и возникла необходимость в обучении ребёнка не просто работе с тем или иным текстом, но и формированию умения самостоятельно разрабатывать алгоритм работы с различными видами информации, применять полученные знания в жизни.

Какая же проблема заинтересовала нас в этом вопросе? Следующая. Существующие международные исследования в области грамотности чтения PISA и PIRLS (а это именно показатели осмысленности чтения) показали, что российские школьники (4-й класс) продемонстрировали высокие результаты: Россия возглавила группу стран — лидеров исследования. Результаты же 15-летних российских учащихся в исследовании существенно ниже среднего показателя по странам: в районе 40 места среди 65 стран-участниц. Опираясь на их результаты, можно сделать вывод, что в процессе обучения в основной школе наши учащиеся теряют свои лидирующие позиции в мире по такому значимому параметру готовности к будущей жизни, как читательская грамотность.

Вот и встаёт перед нами проблема: работа по развитию умений смыслового чтения с 5 класса ослабляется, а тексты, с которыми работают учащиеся, усложняются, все более и более востребованными становятся умения высказать свою точку зрения на проблему, поднятую в тексте; работать в ситуации конфликтной информации и т.д.

В проведённой мной работе, мы предложили, рассмотрели и апробировали упражнения на развитие умений смыслового чтения в рамках уроков русского языка.

Все мы понимаем, что программа очень обширна, поэтому для удобства проводимое исследование было ограничено рамками научно-популярных лингвистических изданий. Это такие книги как «Путешествие в слово» Эдуарда Арамаисовича Вартаньяна, «Слово о словах» Льва Успенского, книги «Секреты орфографии», «Секреты пунктуации» Генриетты Граник и её замечательного коллектива, книги Михаила Викторовича Панова и другие произведения о языке.

Задания, основанные на лингвистических научно-популярных текстах, призваны были выполнять «двойную» работу: формировали умения смыслового чтения, а также закрепляли, развивали, порой активизировали необходимые для урока русского языка знания.

На начало периода у группы четвероклассников было проведено констатирующее исследование, показавшее уровень читательской грамотности - 79%. Затем были разработаны и внедрены в учебный процесс (уже пятиклассников) задания. Задания предлагались ученикам, а затем разбирались с ними подробно, в течение всего учебного года.

Вот некоторые примеры таких упражнений:

Задание 1

Планируемый результат: находить необходимую единицу информации в тексте, обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом.

Рекомендации. Данное задание можно использовать в разделе «Морфемика», тема «Суффикс».

Прочитайте отрывок текста из книги «Секреты орфографии» Г. Г. Граник и др. Догадайтесь: о какой морфеме сегодня пойдёт речь на уроке?

«В Книге Н.Носова «Незнайка в Солнечном городе» встречаются герои с такими фамилиями: Козявкин, Букашкин, Таракашкин, Штанишкин, Сапожкин, Гулькин, Мулькин, Промокашкин, Черепушкин, Кондрашкин, Чушкин, Тютелькин, Мурашкин, а также профессорша Мордочка. Вам всё ясно. Это малыши. Если б они были великанами, у них были бы такие фамилии: Штанищин, Сапожищин, Тараканищин. А профессорша, наверное, была бы Мордища».

Задание 2

Планируемый результат: обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов.

Рекомендации: Данное задание можно использовать на любом этапе урока в качестве дополнительного задания.

Из данного ниже текста приведите доказательство того, что словарь В. Даля имеет большую ценность для последующих поколений.

«…Он (Даль) остался в нашей памяти замечательным собирателем, исследователем народной речи. Он собирал не только слова, но и поговорки, пословицы - 37 тысяч. Например, В. Даль нашёл 110 пословиц со словом глаз, 86 - со словом голова, 77 - со словом конь и т. д. После смерти В. Даля его «Толковый словарь живого великорусского языка» несколько раз переиздавался, к нему постоянно обращаются лингвисты, журналисты, писатели и все интересующиеся языком» (В. В. Одинцов «Лингвистические парадоксы»).

Задание 3.

Планируемый результат: откликаться на содержание и форму текста, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении.

Рекомендации: Данное задание можно использовать на уроке повторения раздела «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»

Прочитайте отрывок главы «Синтаксические «карлики» из книги «Секреты орфографии» Г.Г. Граник и С.М. Бондаренко.

«Что такое синтаксический «карлик»? Это коротенькое предложение, состоящее из двух-трёх слов. Самым «карликовым» оказывается такое предложение, в котором эти два-три слова тоже коротенькие. Например: И я там был, и мёд я пил. (А.С. Пушкин.) На первый взгляд трудно поверить, что «малютки» И я там был, и мёд я пил имеют каждая свою основу, являются предложениями и составляют вдвоём сложное предложение. Пишущий нередко обманывается маленькими размерами «карликов» и не ставит знак препинания в сложном предложении, состоящем из двух подобных «коротышек».

Подумайте, как может называться следующая глава книги, если в ней приведён такой пример предложения:

«Готовые хрустящие пончики скатывались по желобу в ящик пончикоприемника с завидной равномерностью часового механизма».

Какой художественный приём используют авторы в названиях этих глав? Как вы считаете, подходящие ли это названия?

Задания на развитие умений смыслового чтения с использованием научно-популярных лингвистических текстов использовались приблизительно раз в 2 недели. Безусловно, формирование исследуемых умений происходило и при помощи других заданий, а также на других уроках и во внеурочных формах занятости. Но результат, мы будем считать и своим достижением. В апреле было проведено контрольное исследование для пятиклассников, которое показало, что уровень читательской грамотности возрос на 5 % и составил порядка 84%.

Итак, можем сделать вывод, что развитие культуры чтения находится в числе приоритетных направлений реализации стандартов нового поколения. Задача будет успешно выполнена, если учитель целенаправленно и систематично использует в учебном процессе различные методы работы с источниками информации.

Категория: Русский язык
30.09.2017 21:08


© 2017, nataliia_chip 636

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!