СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что должен знать учитель информатики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Процесс обеспечения содержания подготовки педагогических кадров в области ИКТ после введения информатики в учебный план школы можно условно разбить на три основных периода:

  • 1-й период (1984-1991 гг.) - до введения стандартов высшего педагогического образования;
  • 2-й период (1992-2000 гг.) - разработка и внедрение первого поколения стандартов высшего педагогического образования,
  • 3-й период (2001 г. – по настоящее время) - разработка и внедрение второго поколения стандартов высшего педагогического образования

В течении этого периода времени, как отмечает в своем исследовании М.П. Лапчик [1999], основные виды деятельности педагогического сообщества по обеспечения содержания подготовки педагогических кадров можно распределить по этапам следующим образом:

Первый этап (1984-89 гг.). Разработка, апробация и внедрение содержательно-методическая системы, обеспечивающей начало регулярной подготовки учителей информатики на базе физико-математических факультетов педагогических институтов СССР, а также отработка отдельных направлений специализаций, отвечающих текущим потребностям информатизации школы (под руководством М.П. Лапчика и Э.И. Кузнецова). Тема «Использование ИКТ в преподавании» была введена в курс технических средств обучения.

Учебные программы системы повышения квалификации ориентировались на решение основной задачи на этот период – подготовка учителей к преподаванию курса ОИВТ (достаточно отметить, что введение курса ОИВТ в учебный план школы потребовалось подготовить около 30 000 учителей, большинство которых не только не имели опыта преподавания нового предмета, но и зачастую не видели до этого компьютера). В программы повышения квалификации учителей предметников были введены темы направленные на ознакомление с возможностями использования компьютера в учебном процессе. Система начального профессионального образования с точки зрения использования ИКТ в учебном процессе ориентировалась на решение учебных задач среднего образования.

В системе образования шли процессы, который в терминах этого времени назывался «ликвидацией компьютерной неграмотности». Необходимо отметить, что это относилось как к самой школе, так и системе подготовки педагогических кадров для нее.

Второй этап (1986-91 гг.. С учетом промежуточных результатов первого этапа опытной работы по подготовке учителей информатики разрабатывались концепция, нормативно-организационные документы, учебно-методические материалы и осуществлялись экспериментальная проверка и внедрение учебно-методического обеспечения по реализации компонентов информатики и ИТ в содержании подготовки учителей всех профилей с одновременным исследованием возможностей использования дисциплин по выбору, специализаций, дополнительной (совмещенной) подготовки с целью формирования у будущих выпускников отдельных профессионально-деятельностных функций обеспечения информатизации школы (под руководством М.П. Лапчика и Э.И. Кузнецова). Тема «Использование ИКТ в преподавании» стала вводиться в методические курсы учебных планов и программ подготовки учителей.

В программы повышения квалификации работников образования были введены курсы направленные на подготовку учителей-предметников к использованию ИКТ в образовании, к сожалению. В данный момент времени основным компьютером в школах были компьютеры уровня КОРВЕТ и УК-НЦ, поэтому эффективность и востребованность подобных курсов была невысока, к тому же, отсутствовала сколько-либо серьезная координация подобной работы.

Третий этап (1992г. – по настоящее время). В связи с предпринятой реформой структуры высшего образования и формированием стандартов высшего педагогического образования на основе результатов предыдущих этапов исследования, а также с учетом анализа опыта и перспектив информатизации в сфере образования были разработаны и намечены для реализации через стандарты (в том числе и через новое поколение стандартов) направления подготовки кадров для обеспечения всех аспектов информатизации школы (под руководством М.П. Лапчика, Э.И. Кузнецова, С.А. Жданова).

Сегодня, мы находимся на этапе проектирования стандартов нового поколения в области подготовки учителей информатики, обусловленного как изменившимися требованиями к деятельности педагога, так и изменениями в самой предметной области. Информатика существенно изменилась, и эти изменения не могут не влиять на структуру учебных планов и методическую систему преподавания дисциплины. Более того, границы того, что мы называем информатикой, настолько расширились, что становится трудно определять ее как единую дисциплину. В предыдущих стандартах предпринимались попытки объединить такие дисциплины как информатика, проектирование компьютеров и программная инженерия в рамках единого стандарта. И хотя подобный подход был разумным еще 10 лет назад, сейчас не возникает сомнений, что в XXI веке информатика состоит из целого ряда самостоятельных дисциплин, каждая из которых имеет свою педагогическую специфику (см., например, Computing Curricula 2001, 2002; Mulder F, van Weert T., 2000; Одинцов И., 2002 и др.).

25.01.2017 19:41


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!