СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Дело воспитания является одним из важнейших. Ещё Платон отмечал, что если дурным мастером будет башмачник, то государство пострадает от этого в том смысле, что граждане будут несколько хуже обуты. Но если скверно выполнять свои обязанности будет воспитатель, в стране появится целое поколение невежественных людей. Споря о первичности воспитания и обучения, мы и не заметили, как подросло поколение грубых, лживых невежд. Страшно представить человека невоспитанного, но наделенного большими знаниями. Да что представлять, сейчас таких безнравственных знатоков становится все больше. В июньской телепередаче «Специальный корреспондент» было показано интервью с бывшим министром финансов Московской области Кузнецовым. В обширных знаниях этого человека не приходится сомневаться. А вот нравственные качества, прежде всего честность, отсутствуют. В документальном фильме было раскрыто финансовое мошенничество, названы баснословные суммы, с которыми Кузнецов бежал из России и начал новую жизнь за границей. А люди, ограбленные им, сводят концы с концами в родной стране. Дать в руки невоспитанного человека набор знаний – означает сотворить зло. Мне как-то неловко осознавать, что с переходом страны к рыночной экономике школа напоминает рынок. Теперь образование - услуга, а учитель – ее продавец. Модернизаторы образования утверждают, что доходы учителя должны напрямую зависеть от его профессионализма. Если ты хороший учитель, значит, и зарплату ты должен получать высокую, а если нет, то… Вот где начало лживых образовательных показателей. На рынке продавец, чтобы выгодно продать товар, приукрашивает его. Все чаще продавцы образовательных услуг вынуждены привирать: все утверждают, что владеют ИКТ, а любой небольшой глюк компьютера ставит многих в тупик; почти всегда завышают для отчетности уровень обученности и уровень качества обучения. Ни один честно работающий педагог, не может всех детей научить, не ставя отметку «2». 100-процентная обученность – это ложь. В погоне за нею учителя проверяют контрольные работы сначала синей, а затем красной пастой. Или еще такой трюк делают: проверяют красной пастой, но оставляют незамеченными многие ошибки, а затем все списывают на человеческий фактор, мол, не робот я, устала. Мне неловко смотреть на учениц, наряженных ни с того ни с сего в мае месяце в школьную форму девочек советских времен. Это выглядит вульгарно в сочетании с невероятных цветов колготками, чулками, подвязками невест и неимоверной высоты каблуками. И совсем удручающее впечатление производит такая выпускница в бантах и кружевном фартуке, когда устраивает публичный перекур на остановке или в городском парке. Мне неловко, когда в наше время некрасивые поступки детей оправдывают бессмысленной фразой: «ОН ЖЕ РЕБЕНОК». Так и хочется сказать: «Да, действительно, ЖЕРЕБЕНОК, который может только РЖАТЬ и насмехаться над всеми, потому что не научен полезному времяпрепровождению и культурному поведению. Что делать? Для начала надо усилить воспитательную роль семьи. Родители должны воспитывать, не только школа. Вернуть морально-нравственные понятия в общество, перестать кривляться и высмеивать то, что заслуживает уважения. Знания без четких духовно-нравственных ориентиров, гражданственности, любви к Родине, семье, уважения традиций - ничто. Нужны перемены и самим педагогам. Учить по-новому со старым багажом не получится. Однако не надо реформировать традиционное образование методами традиционного образования. Как-то мне пришлось работать с педагогом, убежденным, что воспитывать и устанавливать дисциплину в классе он не обязан. Виктор Юрьевич считал, что его дело выдавать знания, а уж дело ученика – впитывать их или нет. Такое убеждение было развеяно железным кулаком ученика-переростка. Это сейчас начинают говорить о жестоком отношении к учителям, а тогда, лет 5 назад, об этом молчали. Уголовное дело закрыли, признав, что учителю нанесены увечья средней тяжести. А учитель, возможно хороший, реализовался на другой работе, но не в школе. Данная история свидетельствует, что разделить обучение и воспитание невозможно, поскольку, согласно народной мудрости, «учение образует ум, воспитание – нравы». Однако главное в жизни - воспитание, воспитание и еще раз воспитание детей, родителей, педагогов, чиновников через САМОвоспитание.
© 2016, Макарова Наталья Николаевна 243