СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что является результатом профессиональной деятельности учителя?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что является результатом профессиональной деятельности учителя?

В педагогическом процессе учитель организует деятельность детей ради обеспечения возможности их личностного развития, которому способствует их активное, деятельное овладение опытом взаимодействия с окружающим миром. В связи с этим я постоянно задаю себе вопрос: что же считать результатом моей профессиональной деятельности?

Ещё из работ К. Маркса известно, что любая деятельность носит двойственный характер с точки зрения её цели. С одной стороны она имеет целью получение некоего продукта («цель-в-продукте»), а с другой – целью является достижение некоторых изменений в самом деятеле, её субъекте («цель-в-субъекте»). Существует точка зрения, согласно которой в педагогическом процессе деятельность детей, организуемая педагогами, отличается от любой другой человеческой деятельности тем, что в ней «цель-в-субъекте» имеет первичное, первостепенное значение. Это значит, что деятельность воспитанников организуется ради обеспечения возможности их личностного и индивидуального развития.

При осуществлении своей деятельности педагог выдвигает два вида целей: одни цели содержат его представления о предполагаемых личностных изменениях и проявлениях воспитанников в процессе организуемой деятельности. Другие – об их практических достижениях: творческих, интеллектуальных, трудовых, спортивных и др. Логично предполагать, что этим двум видам целей будут соответствовать два вида результатов.

Доктор педагогических наук Е. В. Титова считает, что первый вид составляет качество организации педагогом совместной деятельности воспитанников, обеспечивающее возможности их разностороннего личностного проявления позитивных качеств и обогащение личного опыта социально и личностно значимым содержанием.

Второй слой результатов педагогической деятельности составляют практические результаты: реальные достижения воспитанников в различных конкретных видах деятельности (трудовой, познавательной, художественно-эстетической, спортивной, социально–творческой и др.).

И, наконец, третий, глубинный слой результатов, под которыми следует понимать не вообще уровень сформированности тех или иных качеств личности, т. к. этот уровень может быть достигнут не за счёт воспитательной образовательной деятельности, а лишь положительную динамику проявлений позитивных личностных качеств воспитанников в специально организуемой, разнообразной совместной деятельности и отрицательную динамику негативных проявлений воспитанников.

Цели своей деятельности я задаю на диагностической основе. К нам приходят дети с довольно низким уровнем развития познавательной деятельности, несформированной мотивацией (что наблюдается и у большинства родителей), неустойчивой чувственно-эмоциональной сферой. Передо мной встаёт цель: так организовать деятельность воспитанников, чтобы в ней учащиеся проявили себя наилучшим образом и получили максимальное развитие, а так же достигли возможных практических результатов. Этому способствует и созданная мною программа «Патриот». Дети и родители могут увидеть практические результаты, ведь качественные изменения в личности воспитанников: в системе личностных отношений, позиции личности, развитии ценных личностных качеств - обнаружить очень сложно.

Необходима тщательная разработка критериев результативности и прежде всего признаков и показателей качества образования. Проблема поиска критериев эффективности воспитания едва ли не самая острая из проблем практической методологии педагогики. Быть может ТВОСКу позволят реально отслеживать все виды результатов педагогической деятельности?

05.03.2016 19:09


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!