СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Ка́мерная му́зыка (от итал. camera — комната, палата) — музыка, исполняемая небольшим коллективом музыкантов и/или вокалистов. При исполнении камерного сочинения каждую партию исполняет только один инструмент (голос), в отличие от оркестровой музыки, где существуют группы инструментов, играющих в унисон.
Хотя истоки камерной музыки восходят к эпохе средневековья (476-1400), термин "камерная музыка" утверждается в XVI-XVII вв. В этот период под камерной музыкой, в отличие от церковной и театральной, подразумевалась светская музыка, предназначенная для исполнения в домашних условиях или при дворах монархов. Придворная музыка и называлась "камерной", а исполнители, работавшие в придв. ансамблях, носили звание камер-музыкантов.
Разграничение музыки на церковную и камерную наметилось в вок. жанрах в середине XVI в.
Самый ранний из известных образцов камерной музыки - "L'antica musica ridotta alla moderna" Николо Вичентино (1555).
В качестве камерных вок. жанров в XVII - нач. XVIII вв. развивались кантата (cantata da camera) и дуэт. В XVII в. наименование "К. м." было распространено на инстр. музыку. Первоначально церк. и камерная инстр. музыка не различались по стилю; стилевые различия между ними ясно выступили лишь в 18 в. Так, И. И. Кванц в 1752 писал, что К. м. требует "более оживления и свободы мыслей, чем церковный стиль". Высшей инстр. формой стала циклич. соната (sonata da camera), сформировавшаяся на основе танц. сюиты. Наибольшее распространение получила в 17 в. трио-соната с её разновидностями - церк. и камерной сонатами, несколько меньшее - сольная соната (без сопровождения или с сопровождением basso continuo). Классич. образцы трио-сонат и сольных (с basso continuo) сонат создал А. Корелли. На рубеже 17-18 вв. возник жанр concerto grosso, вначале также подразделявшийся на церк. и камерную разновидности. У Корелли, напр., это деление проводится очень чётко - из 12 созданных им concerti grossi (op. 7) 6 написаны в церковном, а 6 - в камерном стиле. По содержанию они аналогичны его же сонатам da chiesa и da camera. К сер. 18 в. подразделение на церк. и камерный жанры постепенно утрачивает значение, но всё яснее выступает различие К. м. и музыки концертной (оркестровой и хоровой).
В XVI—XVIII веках термин «камерная музыка» (итал. musica da camera) применялся по отношению к любой светской музыке и противопоставлялся музыке церковной (итал. musica da chiesa). В дальнейшем, с зарождением и развитием симфонической музыки, камерной музыкой стали называть произведения, рассчитанные на небольшое количество исполнителей и ограниченный круг слушателей. В XIX—XX веках значение камерной музыки как «музыки для избранных» постепенно отпало, и термин сохранил смысл как определение произведений, предназначенных для исполнения небольшими коллективами музыкантов и слушателей.
© 2020, Кокорева Татьяна Валерьевна 1187