СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Методическая разработка «Экскурсия Муравьишки в зоопарк» поможет педагогам дополнительного образования, а также учителям начальной школы познакомить обучающихся с зоопарком, как местом общения людей с животными и некоторыми его обитателями, условиями содержания животных в зоопарке; развивать умения устанавливать связи между образом жизни животного и особенностями его содержания в неволе, а также прививать правила поведения в зоопарке
Цель: познакомить обучающихся с зоопарком как местом общения людей с животными и некоторыми его обитателями
Задачи:
- познакомить с некоторыми животными зоопарка, условиями содержания животных в
зоопарке
- развивать умения устанавливать связи между образом жизни животного и
особенностями его содержания в неволе
- прививать правила поведения в зоопарке
Оборудование: иллюстрации животных: слон, тигр, лев, жираф, волк, зебра, черепаха, страус, попугаи, белый медведь, задания для игры «Найди лишнее».
Ход занятия:
1.Оргмомент
2. Изучение нового материала:
Введение:
Педагог: Встречаются как-то Муравей-Вопросик и Мудрая черепаха. Муравей говорит: «Знакомясь с разными животными, я приобрел много интересных друзей. Вот бы собрать их всех и поселить в одном месте. Но это невозможно: рыбам нужна вода, зверям нужен лес…». А черепаха говорит: «Люди придумали такое место. Оно называется зоопарк».
Муравей: А что такое зоопарк? Я там ни разу не был.
Черепаха: Давай спросим у ребят, что такое зоопарк.
Ответы детей.
Педагог: Зоопарк – это такое место, где содержат животных, чтобы люди могли их увидеть, пообщаться с ними и побольше о них узнать. В зоопарке можно изучить поведение животных, образ их жизни. Зоопарки знакомят нас с жизнью дикой природы.
Черепаха: Ребята, давайте сходим на экскурсию в зоопарк и возьмем с собой Муравья, ведь он там никогда не был.
Муравей: Вот здорово, надо захватить с собой какой-нибудь корм, чтобы угостить животных.
Педагог: Можно ли кормить животных в зоопарке и почему?
Ответы детей: мы же не знаем, можно ли животному давать то, что мы едим. А вдруг они отравятся и умрут.
Педагог: Прежде, чем посетить зоопарк, вспомним правила поведения в зоопарке и познакомим Муравья с ними?
Правила:
- Животных – не кормить, не дразнить
- Не шуметь, не кричать
-Не просовывать руки в клетки
-Не перелезать через ограду
Педагог: Что может произойти, если эти правила нарушены?
Дети: животные становятся беспокойными, и даже злыми, они могут вас покусать или исцарапать
Экскурсия.
Педагог: Сначала подойдем к самому большому животному. Как вы думаете, к кому?
Дети: К слону.
Педагог: Как вы думаете, слон сидит в клетке?
Нет, для него сеткой отгорожена площадка, к которой может примыкать убежище животного. Эта площадка называется вольер. Там много места, и животному там свободно.
Педагог: Действительно, подошли к слону. А по каким признакам вы узнали слона?
«Действительно, меня по хоботу и ушам легко узнать и малышам»
Сообщение ученика:
Африканский слон – самый крупный из наземных животных. Рост – 4 метра, вес – 7-8 тонн, длина от конца хобота до кончика хвоста – 10 метров. Хобот – срастание носа с верхней губой. Питаются листьями и травой. С помощью хобота слон не только добывает себе пищу, но и переносит тяжелые деревья, слониха любовно гладит своего слоненка.
Муравей: Я вспомнил загадку: Толстокожий великан, впереди подъемный кран
Белоснежные клыки непомерно велики
Педагог: Молодец. А теперь подойдем к очень сильному зверю. Догадались, к кому?
Дети: К тигру.
Педагог: Он тоже как слон спокойно расхаживает в вольере или находится в клетке?
Дети: В клетке.
Педагог: А почему?
Дети: Потому что он хищник.
Педагог: А как вы узнали тигра?
Дети: Похож на очень большую кошку, покрыт мехом в рыжую и черную полоску.
Черепаха: Я много читала про тигра. Длина его тела – 1,5-3 метра, вес – 120 кг. Лапы невысокие, но мощные, с когтями до 10 см, клыки до 7 см. Длина прыжка – до 4 метров.
Вот как мне о силе тигра рассказывал охотник. Он однажды шел по следам тигра, убившего корову. Более 3 км. Хищник тащил сою добычу весом 300 кг вверх по крутому склону горы, через густой лес. А когда задняя нога коровы застряла между деревьями, тигр с силой дернул, оторвал ногу и потащил дальше. Чтобы содержать тигра в зоопарке, его нужно кормить свежим мясом.
Муравей: А я и про тигра знаю загадки.
- «Он огромен, полосат. А вообще-то кошке брат»
- «В черную полоску рыженькие киски. Не рекомендую подходить к ним близко.
Мягоньких лапок неслышны шаги, острые когти, большие клыки»
Педагог: Подойдем к еще одному очень сильному зверю. Какого еще очень сильного зверя вы знаете? Вы сможете его назвать, если отгадаете загадку.
Загадка: Это кто здесь самый главный? Желтый, с гривою шикарной, Не привык скрывать свой гнев, царь зверей, свирепый!
Дети: Мы подойдем ко льву. О, мы видим, он не один в клетке.
Черепаха: Львы живут не поодиночке, а в особых семейных группах —
Педагог, обращается к ученику: Помоги отличить самку от самца?
Сообщение ученика: Самцы крупнее самок, у них есть грива. Окраска льва желто-серая, грива чаще того же цвета Шерсть на теле короткая, лишь на конце хвоста кисточка из длинных волос. Взрослый самец достигает в длину почти трёх метров и весит до 230 килограмм. Львицы миниатюрнее: вес около 150 килограмм, а средняя длина 2,5 метра. Львы относятся к уязвимым видам вследствие сокращения их численности. Львов почитали и называли царями зверей, которым приписывали такие качества как благородство, верность и храбрость.
Черепаха: пойдемте дальше.
Муравей: Ой, вижу чьи-то ноги, а где голова? Ой, какое высокое животное!
Педагог: Ребята, какое животное выше слона?
Дети: Это, наверное, жираф.
Педагог: А за счет чего он такой высокий?
Загадка: С длинной шеей своей стал он выше всех зверей.
Черепаха: У жирафа не только шея длинная, но и ноги.
Педагог: Можно жирафа поместить в клетку?
Дети: конечно, нет.
Черепаха: А вы знаете, что у жирафа большое сердце, способное подать кровь в голову через длинную шею. Он питается листьями, обрывая их с самых высоких деревьев с помощью длинного языка и толстой верхней губы. А живет жираф в Африке.
Муравей, подходя к следующей клетке, закричал: «Ой, я знаю, кто это. Это собака.
Педагог: посмотрите на животное и скажите, прав Муравей?
Дети: Это волк. Волки действительно похожи на собак – овчарок.
Муравей: Точно, да и в загадке так и написано:
На овчарку он похож, что ни зуб, то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть.
Педагог: Смотрите, волк лежит в углу своей клетки и злобно на нас поглядывает. У него серая шкура, злые зеленые глаза, настороженные уши.
Как вы думаете, почему он такой злой?
Дети: Наверное, потому, что он в клетке, в неволе.
Черепаха: На свободе волк ловкий, умный и сильный зверь. А в клетке, смотрите, какой он непривлекательный, жалкий. Вам его жалко?
Дети: да.
Черепаха: А вы знаете пословицы про волка? В чем их смысл?
- Волков бояться – в лес не ходить.
- И волки сыты, и овцы целы.
- Отольются волку овечкины слезки.
- Сколько волка не корми, он в лес смотрит.
Муравей: Ой, смотрите, кто-то лошадь покрасил в полоску!
Педагог: Кого увидел Муравей?
Да, это зебра.
Муравей: Точно. Как я сразу не догадался, ведь я знаю про нее загадку:
У этой лошадки одёжка в полоску.
Похожа одёжка её на матроску.
Черепаха, расскажи нам про зебру.
Черепаха: эти полоски, по наблюдениям зоологов, являются маскировкой и защитой от
Муравей: Я вижу черепаху. Ну, совсем как моя подружка – Мудрая черепаха.
Смееется: Что за чудо? Вот так чудо! Сверху блюдо, снизу блюдо.
Ходит чудо по дороге, голова торчит, да ноги.
Черепаха: Не смешно! Про какие ты блюда говорил?
Муравей: Да я про твой панцирь, черепаха. Это же твой дом. Я еще знаю загадку про тебя:
То не камушек ползет, не кусок пчелиных сот
Вылупившись вместе с домом, дом до старости несет
Еле движется старушка, самоходная избушка
Педагог: ребята тоже много знают про черепах.
Сообщение ученика: Черепаха носит на спине настоящую крепость. Ее панцирь состоит из роговых пластин. При опасности черепаха втягивает голову и лапы внутрь панциря. Это оборонительное средство настолько эффективно, что черепахи живут почти без изменений на Земле почти 200 млн.лет. Черепахи обитают в морях, океанах и пресных водоемах, а также на суше во всех теплых районах мира. Все виды морских и сухопутных черепах отличаются необыкновенной живучестью. Некоторые могут прожить без пищи до 5 лет и до 10 часов находиться в условиях, полностью лишённых кислорода. Черепахи являются самым долгоживущими животными на Земле. Установлено, что некоторые особи прожили 150 лет. Педагог: Помните песню Тортиллы из фильма про Буратино «Золотой ключик»
(все вместе напевают)
Мне казалось, счастье рядом – только лапу протяни,
Но осенним листопадом прошуршали лета дни. Старость все-таки не радость, люди правду говорят. Так мне счастье улыбалось триста лет тому назад.
Педагог: А еще говорят, что черепаха – эталон медлительности.
- Про кого говорят: «Ползаешь, как черепаха?» (про медлительных людей)
- А почему она так медленно, тяжело, неуклюже двигается? (тяжелый панцирь)
Муравей: Смотрите, какая большая птица! Наверное, высоко летает?
Педагог: Кто это?
Дети: Страус.
Черепаха: Кто из вас знает, страус действительно высоко летает?
Дети: Нет, это нелетающая птица
Сообщение ученика: Ходит гордый сам собой с непокрытой головой
Всеми признанный бегун, не певец и не летун
Голая шея и голые лапы, а на спине украшенье для шляпы
Его вес 150 кг, рост достигает 2 м 70 см., длина ног 1, 2 метра. Страус – обладатель самых сильных ног среди птиц. Он свободно может бежать со скоростью 50 км.в час 15-20 минут. Это кочующие птицы, в поисках пастбищ они преодолевают на просторах Африки сотни км. Ударом ноги страус может убить человека.
Муравей: А еще птицы есть?
Черепаха: Конечно, давайте подойдем к клетке с попугаями.
Муравей: У меня дома есть попугай.
Я к нему и так и сяк, он назвал меня «дурак».
Говорящая пичуга завести не хочет друга.
Сам с собой теперь играй мой зеленый попугай».
Спрашивает: А сколько лет живут попугаи?
Черепаха: Какаду в неволе в среднем живут около 30-40 лет
Корелла в неволе могут дожить до 20 лет.
Волнистые попугайчики живут около 15 лет
Не всяких попугаев можно содержать в зоопарке. Например, Лори – они не едят семена, орехи, твердые фрукты. Им нужна смесь из меда, цветочной пыльцы, мелких насекомых и сочных фруктов.
Муравей: А есть здесь животные, которые плавают в воде?
Черепаха: Есть. А вот какое это животное, угадай по загадке.
Загадка: Живет он там, где холода и ловит рыбу из-под льда. Он в шубе белой щеголяет, умеет плавать и ныряет
Видишь, там, в вольере есть водоем с водой. Это для белого медведя.
Сообщение ученика: Белый медведь - очень крупный хищник на нашей планете. Длина его тела может достигать трех метров, а вес - тонны. Встречаются в районе Берингова моря. Хотя белого медведя и называют белым, однако его шкура вовсе не белая, а, наоборот, абсолютно черная. А волоски его шерсти не имеют пигментации вовсе. Оттенок его шубы варьируется от белого до слегка желтоватого. Желтоватый оттенок она приобретает под воздействием солнечных лучей. На подошвах его лап имеется шерстяной ворс, чтобы не скользить на льду и чтобы лапы не мерзли. Отличную теплоизоляцию обеспечивает мишке и подкожный слой жира, который с наступлением морозов достигает десятисантиметровой толщины. Не имея этой жировой прослойки, белый медведь вряд ли смог бы долгое время находиться в ледяной арктической воде.
Подушечки пальцев на его лапах соединены специально предназначенными для этого плавательными перепонками. С их помощью белый мишка может проплыть до 80 километров, охотясь на тюленей, моржей, нерпу, морского зайца и других животных.
Педагог: У меня для вас вопрос – шутка: «Почему Белые медведи не едят пингвинов?»
Отгадка: медведь живет на северном полюсе, а пингвин на южном.
Черепаха: Ну, все Муравей, на сегодня хватит. Мы еще придем в зоопарк и посмотрим на других животных
Муравей: А мы увидим коалу?
Черепаха: нет, вот это интересное животное, похожего на маленького медвежонка, нельзя увидеть ни в одном зоопарке мира. А все потому, что он очень разборчив в еде, питается только листьями эвкалипта и только теми, что растут в Австралии.
Запомни: Мишка эвкалипт жует.
Он в Австралии живет.
Пойдем, уже вечер, и сотрудникам зоопарка надо позаботиться о животных: кормить их, лечить, ставить прививки, а также заботиться о потомстве.
Закрепление: игра «Лишнее животное»
© 2015, Петрушина Галина Николаевна 290