СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Я – учитель»
«…До чего дошел прогресс – труд физический исчез, Да и умственный заменит механический процесс. Позабыты хлопоты, остановлен бег, Вкалывают роботы, а не человек…» Ю. Энтин
Уже достаточно долгое время учёные размышляют над вопросом: «Смогут ли технологии полностью заменить человека?». А что если рассматривать отдельную профессию, в моём случае – учителя? Последние годы размышлений на эту тему становится всё больше. Почти во всех сферах жизни общества происходит внедрение искусственного интеллекта. И школа на этот раз не исключение. Станут ли детей обучать роботы? Вместо учителей или всё-таки вместе?
Ещё 40 лет назад было выпущено эссе «Новые учителя», в котором предлагалось заменить преподавателей специальными обучающими машинами. Сейчас, в век инновационных технологий, это является актуальной проблемой, так как считается вполне выполнимой.
Сенсорные электронные доски, компьютеры в каждом кабинете – такими еще 30 лет назад представляли школы 21 века. Теперь это реальность, технологии становятся неотъемлемой частью образования. Искусственный интеллект позволяет создавать индивидуальные программы, но я точно знаю, что живым учителям не стоит опасаться остаться без своей любимой работы. Итак, почему же?
Ещё давно в народе кто-то сказал, что человеку нужен человек, и прошу заметить именно ЧЕЛОВЕК, а не оппонент. Почему именно человек спросите Вы? Да потому, что для хорошего диалога нужны эмоции, сопереживание и, конечно же, понимание, что диалог взаимоинтересен и важен. А ведь урок – это и есть диалог или даже, если конкретнее, полилог. Сейчас даже учёными доказано, что люди не запоминают точно информацию, а запоминают эмоции и ощущения, получаемые при общении. Контакт учителя с учеником происходит по этим же правилам. Чаще всего отношение учеников к предмету зависит от личности учителя, его харизмы.
Я считаю, что самый важный, неподвластный роботу, навык – это творчество. Его нельзя автоматизировать, в него мы вкладываем душу. В это же число входят умение внимательно слушать, публично говорить, сопереживать и воображать. И этому способны научить только люди.
Очередным подтверждением того, что роботы не смогут заменить учителей, являются слова самих детей, учеников. Вот некоторые выдержки из работ.
«Сможет ли робот заменить учителя? С таким же успехом можно спросить, сможет ли робот заменить маму? Папу? Брата или сестру?. Робот точно не сможет заменить человека, тем более учителя. Учителя – это очень важная часть нашей жизни. Они открывают двери во внешний мир. Они учат нас всему, что мы должны знать и уметь делать. Сможет ли это сделать робот. Конечно же, нет. Робот – это какая-то бесчувственная железяка, которая не сможет чувствовать и понимать нас».
«… В современном мире всю информацию можно найти в интернете, в любое время и в любом количестве. Но разве робот сможет задать вопрос так, чтобы ученик начал думать? Скорее всего, нет. Ведь учитель, объясняя тему, приводит жизненные примеры, и его речь более эмоциональна… Учитель может поддержать, посочувствовать, порадоваться за своего ученика и погрустить вместе с ним… Я надеюсь, что, сколько бы времени ни прошло, робот не сможет заменить человеческого общения учителя».
«…Учитель не только даёт знания ученикам, но и часть своей души детям. Ни один сверхробот никогда не сможет это сделать. Какая душа может быть у машины?! Робот сможет только одно – дать много информации. Но он не сможет разбудить интерес к предмету, не сможет поделиться своим жизненным опытом. А ещё у робота нет чувства юмора, которое очень часто выручает и учителя, и учеников».
«…Во-первых, учитель может понять ребёнка, а робот – нет. К примеру, ты болел и не смог сделать домашнюю работу. Учитель тебя поймёт и объяснит… Во-вторых учитель понимает, как нужно объяснять, чтобы ученик понял. А роботу безразлично, понял ты или нет».
Со всем вышесказанным сложно не согласится и мне кажется, что эти слова сказаны искренне и могут считаться весомым аргументом.
Однако я считаю, что технологии имеют место быть в процессе образования. Ведь при использовании инновационных технологий в преподавании, можно преподносить информации более интересно, например, использовав VR-очки для полного погружения, визуализации того или иного процесса. Так при автоматизировании некоторых процессов у учителей появится больше времени и тем самым он будет сильнее мотивировать детей, а также сможет чаще заниматься с ними индивидуально. А разве не это означает любить свою профессию и быть погружённым в неё с головой?
Применяя на уроках материалы из методических копилок интернет ресурсов, мне и правда начинает казаться, что происходит замена, но глядя в воодушевленные глаза своих учеников, после яркого и бурного полилога, в котором каждый выражает свою точку зрения, я понимаю и в очередной раз самоубеждаюсь, что живых эмоций учителя-собеседника, не заменит сухое объяснение тем бездушной железякой.
Таким образом, мы приходим к выводу, что роботы могут быть хорошими помощниками, но это всё равно просто машины, у которых нет эмоций. Уже сейчас есть сотни онлайн-сервисов по обучению, но мне, ни разу не попадались программы по обучению ребёнка нравственности и честности. И такие программы вряд ли появятся, так как объяснить это на схеме невозможно.
А закончить своё эссе я бы хотела стихотворением, которое вряд ли бы дети посвятили роботу-учителю.
Учитель, дни жизни своей, как один
Учитель, дни жизни своей, как один, Ты школьной семье посвящаешь, Ты всех, кто учиться к тебе приходил, Своими детьми называешь. Но дети взрослеют, от школьной скамьи Дорогами жизни шагают И в памяти носят уроки твои, А в сердце тебя сохраняют. Любимый учитель, родной человек, Будь самым счастливым на свете, Хоть трудно порой достаются тебе Твои непослушные дети. Ты дружбой и знаньями нас наградил, Прими благодарности наши! Мы помним, как в люди ты нас выводил Из робких смешных первоклашек. Автор: М. Садовский
© 2020, Воронина Татьяна Викторовна 239