СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В современном обществе, приоритетное внимание уделяется к естественно-математическому и технологическому образованию, последовательная политика в обеспечении его высокого качества является характерной особенностью многих промышленных регионов. Об этом говорит Концепция развития естественно-математического и технологического образования «ТЕМП», принятая в Челябинской области. В концепции математического образования авторы выделяют несколько задач связанных с изучением предмета в школе, такие как создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов и руководителей, привлечение молодых специалистов в сферу образования; формирование культуры комплексного применения обучающимися знаний в области естественно-математического и технологического образования, т.е, формирование математической грамотности обучающихся.
В Законе Челябинской области от 26 февраля 2015 г. N 117-ЗО "О внесении изменений в Закон Челябинской области "Об образовании в Челябинской области" говориться об организации индивидуального отбора при приеме в образовательные организации для получения среднего общего образования с углубленным изучением отдельных предметов. Критерии конкурсного отбора следующие:
В Академическом лицее г. Магнитогорска, во всех 10-х классах математика является профильным предметом, как и во многих школах города. Таким образом, чтобы продолжить обучение в десятом классе в «Академическом лице» нужно бать успешным в предмете «Математика». А математика – это один из трудных предметов для изучения обучающихся. И как показывает практика успеваемость и мотивация к изучению предмета снижается к 9 классу, в результате чего происходит недобор учащихся в математическом профиле, а тем более в классы с углубленным изучением математики.
Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (ФГОС ОО) актуализируют интегрированное обучение. Основная цель обучения на интегративной основе – дать целостное представление об окружающем мире – связана с повышением умственной и других видов активности учащихся. Задачу интегрирования мы
видим через органическую реальную связь нескольких учебных дисциплин, что позволяет дать ученикам представление о единстве окружающего нас мира. Математика является прикладной наукой для всех технических и естественных дисциплин. Поэтому, формируя математическую грамотность, мы осуществляем целостность и системность образовательного процесса. Стоит заметить, что выполняя прикладные математические задачи по естественным дисциплинам у обучающихся отрабатываются на хорошем уровне арифметические и алгебраические преобразования.
Так, возрастание роли математики в современной жизни привело к тому, что для адаптации в современном обществе и активному участию в нем необходимо быть математически грамотным человеком. В современном, быстро меняющемся мире, математическая грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.
Таким образом, современная система образования, ориентированная на поиск путей реализации вариативности, индивидуализации, интегративности в образовании детей, остро нуждается в действенных способах достижения поставленных целей.
Понятие «функциональная грамотность» впервые появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Функциональная грамотность в наиболее широком определении выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.
Под математической грамотностью понимается « способность учащегося использовать математические знания, приобретенные им за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе».
В требованиях к уровню подготовки выпускников базового и профильного математического уровней указывается, что в результате изучения математики ученик должен знать и понимать «значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе». В перечне зафиксированных стандартом умений содержится требование к формированию умений использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических.
Вопросами формирования математической грамотности, вопросами олимпиадного движения занимались такие ученые и педагоги, как П.С. Александров, М.И. Башмаков, И.М. Гельфанд, Г.И. Глейзер, Б.В. Гнеденко, Б.Н. Делоне, Г.В. Дорофеев, Г.И. Зубелевич, А.Н. Колмогоров, и др.
Несмотря на то, что современная школа накопила богатый опыт проведения кружковых занятий по математике, неразрывно связанных с подготовкой к олимпиадам, формирования математической грамотности в этом направлении имеются свои проблемы, которые волнуют в настоящее время педагогическую общественность страны, о чем свидетельствуют беседы с учителями, публикации в печати.
Анализ нормативных документов Челябинской области и исследование проблемы формирования математической грамотности в контексте вышеизложенного позволил выделить противоречия между:
- возрастающими требованиями общества к развитию математических способностей и возможностей учащихся и отсутствие действенных способов достижения формирования математической грамотности обучающихся;
- разным уровнем сформированности математической грамотности обучающихся и необходимыми высокими результатами по предмету всех обучающихся для продолжения обучения в профильных классах (Академический лицей);
- приоритетным вниманием современного общества к естественно-математическому и технологическому образованию и отсутствием мотивации для изучения математических дисциплин на углубленном уровне;
-стремлением школ создать высокую конкуренцию на математических олимпиадах и конкурсах и отсутствием системной непрерывной модели обучения олимпиадной математики.
Из выявленных противоречий вытекает проблема «формирования математической грамотности обучающегося для обучения в профильных классах, участию в олимпиадном движении и активному участию в социальной, культурной, политической и экономической деятельности».
Условия формирования математической грамотности
Социальный заказ формируется из потребностей общества, родителей он отражается в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», требования федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), Концепция развития естественно-математического и технологического образования «ТЕМП» где приоритетное внимание уделяется к естественно-математическому и технологическому образованию, мовышению уровня математической грамотности обучающихся. Так как Мы рассматриваем классы математического профиля, то социальный заказ родителей очевиден. Они отдают своего ребенка в математически профиль – значит они желают, что бы их дети были математически успешны. К тому же, из опыта работы хочу сказать, что заявлений для поступления в математический профиль в 5 классе значительно больше, чем в другие профили. К 7 классу наблюдается большой спад желания учащихся и их родителей обучаться в математическом профиле. Так в лицее наполняемость классов данного профиля заметно снижается к старшим классам.
Выводы: Общество и Родители заинтересованы в получении высокого математического образования своих детей, и у них есть желание, что бы их ребенок получил техническую специальность.
Анализ литературы различных исследователей, опыт работы автора позволил определить следующий комплекс организационно-педагогических условий:
В урочной деятельности:
Во внеурочной деятельности:
Организация деятельности на уроках с включением педагогических условий описанных выше, рассматривается нами при включении следующих элементов:.
Основные формы работы: групповая, индивидуальная
Содержание урочной деятельности рассматривается нами как взаимодействие следующих компонентов:
© 2019, Елисеева Ирина Владимировна 1230