СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Типология игр в досуговых занятиях детей
Одна и та же игра может использоваться как для решения задач образования, так и задач воспитания, задач организации интересного и полезного досуга.
В досуговых занятиях детей игры наиболее широко применяются такие разновидности игр: двигательные (подвижные и спортивные и т.п.), интеллектуальные и коммуникативные (к ним отнесем игры на групповую кооперацию, ролевые, игры-драматизации). Дадим краткую характеристику названным типам.
Среди двигательных игр выделяются подвижные, спортивные, военизированные варианты. Как правило, такие игры проводятся на открытом воздухе (стадионе, спортивной площадке, поляне), но могут быть организованы и в спортивном зале, большой рекреации.
Подвижные игры важны прежде всего для физического развития детей и в качестве активного отдыха для борьбы с гипокинезией (недостатком двигательной активности школьников в период учебного года).
Потребность в двигательной активности является врожденной. В каждом ребенке заложена природой неуемная потребность движения. Для детей бегать наперегонки, скакать на одной ноге, потолкаться — так же естественно и необходимо, как дышать. Недаром в одной задорной ребячьей песенке поется: «А у меня есть вечный двигатель, вечный бегатель, вечный прыгатель».
Подвижные игры важны для физического воспитания дошкольников, потому, что способствуют их гармоническому развитию, удовлетворяют потребность малышей в движений, способствуют обогащению их двигательного опыт Игровые упражнения характеризуются конкретностью двигательных задач, в соответствии с возрастными особенностями и физической подготовкой детей 1. В основу сюжетных подвижных игр положен опыт ребёнка, его представления движениями, характерными для того или иного образа, его представления об окружающем мире об окружающем мире (действий людей, животных, птиц, который он отображает
Подвижные игры разнообразны и включают в себя как игры-соревнования (веселые старты, эстафеты) так и игры-имитации («Волк и овцы», Лиса и куры, гуси-гуси). В основе этих игр двигательные действия участников с предметами или без них. Сюжет и правила подвижной игры регламентируют характер двигательных действий игроков. Подвижные игры обычно отличаются образностью, даже символичностью действий, физической мобилизацией участников, раскрепощенностью, непринужденностью поведения игроков.
Спортивные игры популярны среди населения разных возрастных категорий. Среди них можно назвать футбол, волейбол, баскетбол, бадминтон и другие варианты. Спортивные игры отличаются простыми, но строгими правилами, предусматривают соревнование игроков, могут предполагать как командное, так и индивидуальное участие. Спортивные игры также включают в образовательный процесс дошкольников в упрощенном варианте (мини-футбол, мини-баскетбол, мини-пионербол)
Военизированные игры (например, игра «Казаки – Разбойники») сочетают элементы двигательных действий и ролевые составляющие. Предполагается групповое участие, между группами идет состязание. Правила военизированных игр отличаются простотой, включают регламент действий разных игровых групп. Первым источником такой практики являются стихийные игры детей, инициированные тематикой книг и художественных фильмов, привлекательных для подрастающего поколения. Это игры в индейцев, Робин Гуда, пиратов, трансформеров и т.д. Другие варианты появления военизированных игр могут быть связаны с деятельностью скаутских объединений, туристских и патриотических клубов, клубов ролевых игр, заимствованы из практики летнего отдыха детей.
Интеллектуальной, а вернее сказать, интеллектуально-познавательной называется игра, предусматривающая соревнование участников в эрудиции и интеллекте. Ключевыми отличиями интеллектуально-познавательной игры являются: наличие специальных вопросов, на которые следует отвечать соревнующимся, специальных правил и игрового сюжета, игровой интриги (С.П. Афанасьев). Правила в интеллектуально-познавательных играх могут варьироваться от игры к игре и даже в рамках одной игры от раунда к раунду. Сюжет, интрига обеспечивают динамичность и яркость игры, ее новизну для участников, привносят в достаточно скучную форму вопросно-ответного общения эмоциональность и азарт.
Интеллектуальные вопросы должны учитывать ряд важных требований: содержать один вопрос и иметь один правильный ответ, соответствовать этическим нормам, не быть примитивными и в то же время не требовать узко-профессиональных или специальных знаний, не предполагать развернутого ответа или перечисления, не содержать фактических или стилистических ошибок. Вопросы – загадки, шутки или розыгрыши не должны соседствовать с серьезными вопросами, иначе играющие не успеют переориентироваться.
Состав участников интеллектуально-познавательной игры включает ведущего (группы ведущих), соревнующихся (игроков или команды), эксперта (экспертную группу), зрителей. В зависимости от сюжета игры ведущие, соревнующиеся, эксперты и зрители могут называться по-разному, но их функции в игровом взаимодействии сильно изменяться не будут.
Попытаемся условно выделить основные варианты интеллектуально-познавательных игр. Во-первых, викторины и конкурсы эрудитов. В них участники соревнуются, в первую очередь, в эрудиции, в умении использовать обширные знания. Вопросы, как правило, объединены какой-либо темой, относятся к той или иной области знаний Развивающий эффект таких игр ниже, чем в интеллектуальных играх. Однако викторины вызывают азарт и увлечение у участников, позволяют эрудированным детям продемонстрировать свои возможности и подготовку. Среди телевизионных игр в качестве примера могут быть названы следующие: «Поле Чудес», «Счастливый случай», «Угадай мелодию», «Как стать миллионером».
Во-вторых, следует обратить внимание на игры, в которых основной акцент делается именно на интеллект играющих, на их умение мыслить. Требования к вопросам интеллектуальных игр наиболее высоки. Важно, чтобы для ответа были необходимы не только знания, но и умение логически мыслить. Вопрос должен нести в себе много информации; тогда если ответ на него не будет дан, участники игры обогатятся новыми знаниями, заключенными в самом вопросе. Он должен быть интересен игрокам (чтобы дети сами могли сказать: «Это был хороший вопрос»), соответствовать теме игры, ее правилам и сюжету. Наиболее ярким и общеизвестным примером интеллектуальной игры является игра «Что? Где? Когда?», другие варианты – «Брейн-Ринг», «Своя игра», «Колесо истории» и т.д.
Также можно выделить познавательные игры. Часто они имеют образовательный характер и расширяют представления ребенка о мире в той или иной области знаний. Основным адресатом познавательных игр выступают дошкольники и младшие школьники, хотя существуют познавательные игры и для подростков. Несмотря на образовательный характер игр вряд ли в данном случае следует говорить об осуществлении целенаправленного обучения детей, ведь увлеченность познавательной игрой обосновывается, в первую очередь, возрастными особенностями дошкольников и младших школьников – любознательностью, непосредственностью восприятия, стремлением докопаться до истины. В настоящее время широкий спектр познавательных игр представлен onlain-играми с разнообразной тематикой. Они присутствуют в сфере домашнего досуга дошкольников и младших школьников.
Особое место среди познавательных игр занимают настольные игры. Они предполагают использование статичного игрового поля (игровой доски), находящегося на столе или специальной платформе. Настольные игры предусматривают применение специального инвентаря: карточки, карты, кости, игровое поле, фишки, фигуры и т. д. Настольные игры весьма разнообразны: это и лото, и игры-путешествия, и экономические игры, и военные игры-стратегии, и многое другое. Есть и спортивные настольные игры – шашки и шахматы, и коммуникативные настольные игры с элементами музыкальных заданий.
Коммуникативные игры отличаются большим разнообразием. Варьируются ситуации, правила, роли участников, число игроков, длительность игр. Как правило, коммуникативные игры не требуют обширного пространства, проводятся в кругу. Коммуникация здесь может сочетаться с интеллектуальной задачей: как, например, в широко известной игре «Есть контакт», где участники должны разгадать ключевое слово путем создания цепи ассоциаций. Игроки могут обращаться к своему воображению (игра «Крокодил»), фантазии (игра «Продолжи историю»), памяти (игры, предполагающие знакомство в новом коллективе), вниманию (игры, предусматривающие выбывание невнимательных участников) и т.д.
Ряд коммуникативных игр продолжает такая их разновидность как игры на групповую кооперацию. Здесь в центре внимания оказывается не процесс коммуникации, а эмоциональное единство участников детского коллектива, эмпатийность и рефлексивность общения.
К коммуникативным играм можно отнести и игры-драматизации [греч. drama – действие]. Это игры, которые строятся с опорой на сюжетную схему какого-либо литературного произведения или сказки. Сюжет игры-драматизации в большей или меньшей степени повторяет сюжет выбранного детьми произведения, а роли соответствуют действующим лицам разыгрываемого произведения. Проведение игры-драматизации идет в такой логике:
1) выбор сказки, произведения;
2) пересказ и обсуждение;
3) распределение ролей, обустройство игрового пространства;
4) непосредственная игра детей. Возможны и нюансы: так музыкальная игра-драматизация предполагает и момент репетиции, и показ, то есть становится своеобразным спектаклем.
Игры-драматизации широко используются в сфере образования в развитии психических процессов, в обучении иностранным языкам, для раскрепощения учащихся и преодоления личностных затруднений и т.д. В основном, такие игры адресованы дошкольникам и младшим школьникам. В сфере досуга игра-драматизация может стать основой детского праздника.
Особое место среди коммуникативных игр занимают ролевые игры. Их особенность состоит в том, что каждый участник играет персональную роль в рамках вымышленной ситуации. При этом действие не является запрограммированным, а исход игры неизвестен до ее финала (в отличие, например, от игры в театре). Наряду с общими правилами, регламентирующими игровые возможности и действия, ограничения времени и пространства, в каждой ролевой игре есть свои особые правила. Разумеется, существуют упрощенные варианты ролевых игр. Примером может служить широко известная игра «Мафия», в которую возможно играть неоднократно.
Особое внимание хотелось бы уделить основным функциям детской игры, потому что функции могут помочь нам определить сущность игры. Согласно Э. Эриксону, «игра – это функция Эго, попытка синхронизировать телесные и социальные процессы со своим Я». С точки зрения влияния на развитие функции игры подразделяют на 4 категории.
1. Биологическая функция. Начиная с младенчества, игра способствует координации движений рук, тела и глаз, предоставляет ребенку кинестетическую стимуляцию и возможность затрачивать энергию и расслабляться.
2. Внутриличностная функция. Игра развивает способности овладения ситуациями, исследования окружающей среды, постижения устройства и возможностей тела, ума, мира (т. е. стимулирует и оформляет когнитивное развитие).
3. Межличностная функция. Игра служит полигоном для освоения огромного количества социальных навыков – от того, как делиться игрушками до того, как делиться идеями.
4. Социальная функция. В играх, дающих детям возможность примерять желанные взрослые роли, дети усваивают идеи, поведение и ценности, ассоциированные в обществе с этими ролями.
Виды игры в детском саду и их развивающее значение
Развивающее значение
1) Творческие (игры по инициативе детей);
1.1. Сюжетно – ролевые (с элементами труда, с элементами художественно-творческой деятельностью).
Под влиянием обогащения содержания игр меняется характер взаимоотношений между детьми. Их игры становятся совместными, основанными на общем интересе к ним; повышается уровень детских взаимоотношений. Интерес к творческим ролевым играм развивается у детей с 3-4 лет. Структура ролевой игры, согласно Д. Б. Эльконину, включает в себя следующие компоненты:
1. Роли, которые берут на себя дети в процессе игры.
2. Игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли и отношения между ними.
3. Игровое употребление предметов, условное замещение реальных предметов, имеющихся в распоряжении ребёнка.
4. Реальные отношения между играющими детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, посредством которого регулируется весь ход игры.
Для играющих детей становятся характерными согласованность действий, предварительный выбор темы, более спокойное распределение ролей и игрового материала, взаимопомощь в процессе игры.
Кроме того, повышения уровня ролевых взаимоотношений способствует улучшению реальных взаимоотношений при условии, если роль выполняется на хорошем уровне.
Однако существует и обратная связь - ролевые отношения становятся выше под влиянием успешных, добрых взаимоотношений в группе. Ребёнок значительно лучше выполняет свою роль в игре, если чувствует, что дети ему доверяют, хорошо к нему относятся. Отсюда вытекает вывод о значении выбора партнёров, положительной оценки воспитателем достоинств каждого ребёнка
1.2. Театральная деятельность режиссёрские игры и игры - драматизации.
Они помогают детям больше понимать идею произведения, чувствовать его художественную ценность, положительно влияют на развитие выразительности речи и движений. Интерес развивается с раненого возраста, роль ребенка в данной игре должна постепенно усложнятся с его возрастом создаются по готовому сюжету из литературного произведения или театрального представления. План игры и последовательность действий определяется предварительно. Такая игра более сложна для детей, чем наследование того, что они видят в жизни, потому, что нужно хорошо понимать и чувствовать образы героев, их поведение, помнить текст произведения (последовательность, развертывания действий, реплик персонажей) Чтобы дети могли передать соответствующий образ у них надо развивать воображение, учить ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами, переживаниями.
В процессе работы у детей развивается воображение, формируются речь, интонация, мимика, двигательные навыки (жесты, походка, поза, движения). Дети учатся сочетать в роли движение и слово, развивают чувство партнёрства и творческие способности.
1.3. Конструкторские игры направляют внимание ребёнка на разные виды строительства, содействуют приобретению конструкторских навыков организации, привлечению их к трудовой деятельности Интерес развивается с раненого возраста, роль ребенка в данной игре должна постепенно усложнятся с его возрастом В процессе конструкторских игр ребёнок активно и постоянно создаёт что-то новое. И видит результаты своего труда. У детей должно быть достаточно строительного материала, различных конструкций и размеров.
В конструкторских играх ярко проявляется интерес детей к свойствам предмета, и желанием научиться с ним работать. Материалом для этих игр могут быть конструкторы разные видов и размеров, природный материал (песок, глина, шишки и др., из которого дети создают различные вещи, по собственному замыслу или по заданию воспитателя. Очень важно, чтобы педагог помог воспитанникам совершить переход от бесцельного нагромождения материала к созданию продуманных построек.
2. Дидактические (игры по инициативе взрослых с готовыми правилами);
Способствуют, главным образом развитию умственных способностей детей, поскольку содержат умственное задание, в решении которого и есть смысл игры. Они также способствуют развитию органов чувств, внимания, логического мышления. Обязательным условием дидактической игры являются правила, без который деятельность приобретает стихийный характер.
Дидактическая игра используется при обучении детей разного возраста, на различных занятиях и вне их (физическое воспитание, умственное воспитание, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, трудовое воспитание, развитие коммуникативности).
При организации дидактических игр детей следует учитывать, что уже с 3 – 4 лет ребенок становится активнее, действия его сложнее и многообразнее, у него возрастает стремление самоутвердиться; но при этом внимание малыша ещё неустойчиво, он быстро отвлекается. Решение же задачи в дидактических играх требует от него большей, чем в других играх, устойчивости внимания, усиленной мыслительной деятельности. Отсюда для маленького ребёнка возникают известные трудности. Преодолеть их можно через занимательность в обучении, т. е. использование дидактических игр, Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребёнка. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В них решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются в определении предмета по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др., что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.
3. Для несюжетных игр характерна конкретность игровых заданий, соответствующих возрастным особенностями физической подготовки детей.
Игровые упражнения характеризуются конкретностью двигательных задач, в соответствии с возрастными особенностями и физической подготовкой детей. Если в сюжетных подвижных играх основное внимание игроков направлено на создание образов, достижение определенной цели, точное выполнение правил, что часто приводит к игнорированию чёткости в выполнении движений, то во время выполнения игровых упражнений дошкольники должны безукоризненно выполнять основные движения.
4. Народные (созданные народом).
Благодаря им формируются такие качества как сдержанность, внимательность, настойчивость, организованность; развивались сила, ловкость, быстрота, выдержка и гибкость. Поставленная цель достигается через разнообразные движения: ходьбу, прыжки, бег, метание и т. д В младших группах игры со словами направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что важное значение имеет сочетание в игре умственной задачи с активными действиями и движениями самого ребёнка.
© 2019, Зайцева Кристина Витальевна 1668