СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Игровые песни-упражнения.
Картотека.
Игра «Музыкальная сказка»
Сегодня мы слушаем сказку, не простую, а музыкальную. Слушайте! Сказка начинается…
Пошли дети за грибами и перекликаются «Ау» (Октавные скачки вверх). А дятел отвечает им: «Тук-тук» (на одном звуке). Потом дети услышали как поет кукушка: «Ку-ку» (малая терция вниз). Затем дети чуть не наступили на гнездышко воробья, и он начал петь тревожно и жалобно: «Чик-чирик» (малая секунда вверх и обратно).
Ребята, вспомните еще птиц, зверей, сказочных героев, которых мы могли бы встретить в лесу и озвучить.
Дети выходят на середину зала, где они изображают животных, птиц, речку, которые встретились в лесу.
Чем же закончится наша сказка?
«Мы идем домой»,- поют все вместе. (Интонация трезвучия вниз).
Дома работа над сказкой продолжается. Дети придумывают сказочные сюжеты, рисуют иллюстрации, приносят поделки.
Подобным же образом проходит прослушивание сказки, которую рассказывает педагог детям про девочку Машу, которая заблудилась в лесу и встретила:
Птичку (секунда).
Зайчика (терция)
Ворону (кварта).
Медузу (квинта).
Оленя (секста).
Крокодила (септима).
Жирафа (октава).
Музыкальное озвучивание животных педагог проводит за роялем, когда сказка закончилась, дети по слуху (после проигрывания) угадывают, голос какой птицы или животного прозвучал.
Игра « Живой рояль»
Цель: развитие координации слуха и голоса
В игре участвуют столько детей или групп детей, сколько изучено ступеней лада. Каждому ребенку (или группе) дается своя ступень (звук). Педагог проверяет, как хорошо настроен инструмент, а затем на нем «играет».
Далее на место педагога может встать любой из детей и поиграть на
«живом рояле». Постепенно количество ступеней увеличивается.
«Помычим» (на разогрев связок)
Помычим: как корова (высоко)
как бычок (низко)
как телёнок (средне, но тонко)
через месяц занятий мычим сразу
вместе: девочки как корова
мальчики как бычок.
«Комар»
Тянем звук «з» с разной динамикой.
«Паучок»
«На паркете в 8 пар мухи танцевали,
увидали паука, в обморок упали, АХ!»
Спеть «АХ» на глиссандо.
«Паровозик»
Нас веселый паровозик в путешествие увозит.
«Паровоз» - вибрация губ.
«Мотор»
Словно пес мотор рычит: «Остановка» - говорит.
«Мотор рычит» - вибрация звука «Р».
«Тридцать три трубача» Т. Зебряк
«Тридцать три трубача» - в темпе Lento.
Чуть быстрее – жучок, жучок-паучок.
«Тридцать три трубача»- в темпе Moderato.
Услышал тревогу и мотылек.
«Тридцать три трубача» - в темпе Allegro.
Самый торопливый – муравей, еще быстрей.
«Тридцать три трубача» - в темпе Precto.
«Музыкальный клубок»
Звук « у » - вытягиваем нитку из клубка,
пока не кончиться дыхание. Упражнение «Жили у бабуси» -
петь только на какой-то слог «А», «О», «Ы», и т.д.
Игра «Лесенка-чудесенка»
Произносится текст упражнения, на каждой строчке повышается голос. Последние слова произносятся на самом высоком тоне голоса, «распеваются».
Чудо - лесенкой шагаю.
Высоту я набираю,
Шаг на горы, шаг на тучи,
А подъем все выше, круче.
Выше голос, петь хочу,
Прямо к солнцу полечу - у – у !.
Игра «Победительницы»
Похвалите девочек за то, что они выиграли соревнование. Каждый раз повышайте голос на именах. Строка «Просто чудо – мастера!» звучит на самом высоком тоне, затем голос понижается.
Ай да Аля! Ай да Уля!
Ай да Оля! Ай да Юля!
Ай да Эля! Ай да Ия!
Просто чудо – мастера!
Браво, девочки! Ура!
Игра «Аквалангист»
Произносите текст упражнения, постепенно понижая голос на каждой строчке.
Чтоб овладеть грудным регистром,
Я становлюсь аквалангистом.
Все ниже опускаюсь, ниже,
А дно морское ближе, ближе.
Вот я уже на самом дне,
И голос мой исчез во мне…
Последнюю строку произносите на самом низком тоне. Следующие строки стихотворения произносите, постепенно повышая тон голоса.
Но поднимаюсь я опять,
И голос снова стал звучать.
Игра «Корабли»
По реке плывут корабли. Они приветствуют друг друга гудком. Все корабли разные и гудят по-разному. «Погудите» на разные голоса: то сильнее, то слабее, то громче, то тише и т.д.
У- у – у – у!. О – о – о – о!. Уи – уи – уи - уи!. Оу – оу – оу - оу!.
«Самолетик» (на чувство хроматизма)
Ставим ладошку в самую нижнюю позицию параллельно полу. Это самолётик. Быстро делаем дугу в самую верхнюю позицию, не сгибая руку. На одном дыхании делаем быстрое глиссандо голосом снизу вверх на звуке «У-у-у!»
«Птичка» (на силу голоса)
Самолётик очень медленно летит зигзагом вверх на звук «У-у-!» и встречается с птичкой. Вытянув как можно выше и ровнее руку, с криком чайки сгибаем ладошку.
Делаем упражнение каждой рукой.
«Полет шмеля» (на гибкость голоса)
Мы - шмели, пчёлки. На звук «З» усиливаем (приближаем) звучание или ослабеваем (удаляем), а также поднимаем вверх или опускаем вниз.
«Лягушка» (на гибкость голоса-прыжки)
Мы – лягушки. Прыжки выполняем не ногами, а голосом: КВА- вверху, КВА – внизу. Можно проквакать любую попевку и даже песенку.
Печеная картошка (на позицию звукоизвлечения)
Представим костёр, в котором испеклась картошка. Достаём картошку из костра и осторожно (горячая) кладём в рот. Во рту так горячо, что приходится поднять нёбо и захныкать, и замычать, и повыть.
Надо запомнить эту позицию для будущего пения.
«Горшочный синдром» (на расслабление связок)
Легли на спину. Поднимая корпус, садимся и снова ложимся, при этом поём попевку или песенку, стараясь не зажимать голос, не напрягаться.
Игры для формирования протяжного, напевного звучания голоса:
1. «Нарисуй мелодию!»
Рисовать кисточкой мелодию песни (нарисовать голосом как кисточкой сюжет) одним широким мазком, не «отрывая кисточки от холста». 2. Песенка – это ниточка, она должна тянуться без узелков, ровно-ровно. Для мальчишек: песенка – это дорога, по которой мы едем на хорошей машине; дорога гладкая, без кочек, а машина хорошая – не глохнет на каждом шагу, а едет ровно.
3. «Игра с мячом» Поем, и одновременно катаем по столу мячик, стараемся петь так же ровно и протяжно, как катится мячик. Для формирования навыка отрывистого пения мячик можно подбрасывать, и петь так же упруго и отрывисто. Как прыгает мячик.
Особое место в наших занятиях занимает формирование навыка фальцетного пения. Фальцетное пение – самое естественное, фонопедически правильное для детского голоса.
Игровые приемы для выхода в фальцет:
1. Толкаем машину – руки перед собой, одна ладошка на другой, с вибрацией губами «отталкиваем машину от себя» (при каждом выталкивании звук переходит из нижнего регистра в верхний).
2. Едем на машине – «руль» взяли в руки, поворачиваем, наезжаем на кочки, скатываемся и поднимаемся в горку – вибрация губами с разной звуковысотностью. 3. «Буратино и Карабас». Одна рука вверх (Это Буратино, который сидит на дереве и боится Карабаса), другая вниз (это Карабас, который стоит под деревом и не может поймать Буратино). Голос работает на «Ой», участвуют два голосовых регистра – высокий и низкий.
© 2021, Лайгурт Наталья Викторовна 429