СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Коммуникация интересует всех. Она не только позволяет собирать информацию, но и предоставляет возможности влиять на человека. Но базовой частью этого процесса остается влияние на ум человека, именно поэтому многие исследовательские проекты сейчас переориентированы на новую точку — принятие решений. Еще первые исследования в области информационных войн, из которых все и начиналось, четко показывали: слабым местом на поле боя является разум солдата. И это понятно хотя бы потому, что все остальное можно защитить, и только ум остается открытым для влияний.
В 2007 Вайнбергер (ее собственный сайт — sharonweinberger.com)
На страницу Вайнбергер среагировало 581 человек, многие из которых свидетельствовали о именно о такой своей судьбе. А из акта о свободе информации удалось получить некоторое подтверждение. Как оказалось, исследовательская лаборатория ВВС запатентовала изобретение, позволяювшее передавать в мозг звуки и голоса как вариант инструментария психологической войны. То есть и теоретически, и практически это оказалось возможным.
Вайнбергер (одна из ее книг называется «Мнимое оружие», и в ней, в частности, речь идет о изомерных бомбах, которые сегодня разрабатывают США, Россия, Китай) пишет на темы национальной безопасности не только как журналист, но и как исследователь (см. ее
Таким работам предлагается отдать, например, зачистку акватории от мин. Великобритания, кстати, отказывается от использования дельфинов в этих случаях, поскольку рассматривает работу с дельфинами как слишком дорогую. Украина, как пишет пресса, также имеет своих боевых дельфинов. В одной из работ Вайнбергер приводит ряд «аксиом»,
В Лондоне существует Институт поведенческой динамики (сайт — www.bdinstitute.org), который на базе своих разработок ввода групповых поведенческих изменений «породил» Лаборатории социальной коммуникации (сайт — www.scl.cc), которые
Оукс, который возглавляет работу Лабораторий, приводит список типичных ошибок при создании операций влияния:
Институт и Лаборатории активно работают над прикладными задачами, а также над обучением военных в сфере информационных операций. То же касается и книги, вышедшей под эгидой института — «Поведенческий конфликт». Один из сотрудников Института, Л. Роуленд, напечатал
Поведенческая динамика как отрасль своей базой считает ТАА (Target Audience Analysis) — АЦА (Анализ целевой аудитории), акцентируя внимание на том, что это не только знание ее культуры. С другой стороны, следует изучать не все подряд, а лишь выборочно, что нужно, поэтому там и использовано слово «диагностика».
Следующий принцип — смотреть с точки зрения аудитории. Роуленд подчеркивает, что дети не перестанут бросать камни в солдат в Ираке, сколько бы цветных буклетов с призывом не делать этого было роздано. Надо не просто фокусироваться на аудитории, а быть аудиториецентричним.
Как пример можно привести предотвращения забастовки в автомобильной индустрии, что было с
Британские военные тоже отмечают относительно АЦА — понимание аудитории является началом и концом любой операции влияния, а операции влияния
Среди принципов Роуленда есть и такой: социальные силы предшествуют месседжам. Когда человек слышит крик «Пожар», он смотрит, что начинают делать другие. Этот месседж должен иметь резонанс, потому что он спасает наши жизни. Но нас в первую очередь интересует то, что делают другие. Как подчеркивает Роуленд: «Наша реальность во многом определяется тем, что мы думаем, что думают другие, а мы думаем, что они так думают. Когда возникает потребность в изменениях, не факты, информация, отношение или резонансные месседжи меняют людей: людей меняют люди».
Отсюда вытекает следующий принцип: следует интересоваться мышлением не отдельного индивида, а всей группы. Т.е. возникает соотношение: совершит ли человек какое-то действие, если он будет знать, что другие так сделают. Наш пример: нам кажется, что Оранжевая революция была как раз таким коллективно подсказанным действием. И большую роль в этом сыграло телевидение, которое создавало ощущение общего действия. Под этим углом зрения
Вайнбергер
Одним из аргументов для развития такого моделирования стала ситуация в 2003 г., когда велись поиски Саддама Хуссейна. Когда была создана сеть тех, с кем Саддам имел отношения доверия, оказалось, что там нет разыскиваемых американской армией, изображенных на известных игровых картах. Эта сеть заставила военных сконцентрироваться на фигурах низшего уровня. В результате информация о местонахождении была получена от одного ключевого охранника. (См. также
П. Глур из Массачусетского технологического института (см. его
Глур говорит, что «Твиттер» очень хорошо предсказывает поведение, на которое влияет общая публика. Это может быть новый фильм, на который мы идем или не идем, учитывая, что именно говорит публика: хороший он, или плохой. Каждый из нас может вспомнить, как перед выборами люди начинают спрашивать друг друга: «За кого вы собираетесь голосовать?».
Толпа играет роль в случае кино, но она не так хороша в случае политических событий. Здесь начинает играть «рой», это группа нейтральных экспертов, которые, например, редактируют «Википедию».
Это все использование группового мышления. Сегодня запущены сайты, где каждый может попробовать себя в прогнозировании будущего. И сделано это фирмами, имеющими гранты IARPA — агентства, которое занимается
У американцев
Во время войны в Афганистане по этой методике
Сам И. Смирнов о сотрудничестве с ФБР
Версия американской стороны об этом случае
Британские военные
Относительно разработки месседжа работают следующие три фактора:
Чтобы сделать изменение поведения более научно обоснованным, была
Продолжается разработка новых научных направлений, которые можно использовать в интересах национальной безопасности. И это понятно, ведь если станешь первым в этой области, у противника не будет возможных вариантов защиты (см.
Электронная война сегодня предстает как основная угроза, если
110 миллионов выделено на кибервойну, среди целей которой стоит и создание
Как видим, современная наука захватывает все новые и новые аспекты функционирования человека. И это настоящий прорыв и освоении новой сферы, поскольку современные методы исследования стали куда более объективными. Все это принципиально новые шаги в использовании исследований мозга для национальной безопасности, если сравнить с более ранними работами, хотя книга, например. Дж. Морено на тему «Исследования мозга и национальная оборона» была выпущена только в 2006 году (Moreno JD Mind wars. Brain research and national defense. — New York, 2006).
Некоторые проекты, которые сегодня появились, выглядят почти фантастически. Это, например, проекты по предсказаниям будущего, сделанные венчурным фондом ЦРУ и фирмами по обработке данных. Это, например, фирма
Сегодня также и один иранский инженер заявил, что он создал машину времени. Правда, следует иметь в виду, что эта машина не отправляет человека в будущее, а дает прогноз на 5-8 лет вперед. Запад скептически отнесся к этим заявлениям о создании машины времени в Иране (см.
Не следует забывать еще об одном информационном объекте, в мониторинге и исследовании которого максимально заинтересованы не только спецслужбы, но и военные. Это социальные сети, где объемы информации превышают возможности ее обработки.
К. Леетару (его персональный сайт — www.kalevleetaru.com) занимается анализом больших объемов информации. Использовав супермощный компьютер Nautilus, Леетару на базе тридцатилетнего архива глобальных новостей, а это сто миллионов новостных сообщений предоставляет такие предсказания человеческого поведения, как национальные конфликты и передвижения отдельных индивидов. Этот новостной архив был в свое время создан британским правительством, а сегодня он обслуживается в партнерстве с ЦРУ.
Леетару
Леетару
Леетару также
Изменения типов угроз требуют внимания к киберпространству. Однако и в этом случае, как считает Либики, надо найти нарратив, под которым вести свои действия (Libicki MC Managing September 12th in cyberspace. — Santa Monica 2013). Хочет ли страна быть жертвой кибератаки? Или она хочет быть проводником международных санкций? Или супердержавой, которая требует уважения? Нарратив также должен найти роль для атакующего. То есть кроме чисто кибернетического аспекта важным становится и гуманитарный.
Из всего этого становится ясно, что в исследования информационного пространства сегодня начинается новая фаза. Именно на этом уровне можно получать реальные результаты и ставить прикладные задачи. Военный заказчик в этом случае не является случайным, ведь именно военные могут дать хорошее финансирование, когда исследование основывается на объективных методах анализа.
© 2018, Огиенко Яна Викторовна 139