СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения. При этом термин «интерактивное обучение» понимается по-разному.
Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели.
Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Интерактивная: предполагает активное взаимодействие обучаемого с обучающим, то есть студента с преподавателем, а также каждого студента с остальными студентами группы.
По курсу Материаловедения предусмотрены в соответствии с государственными стандартами аудиторные и самостоятельные занятия. Аудиторные занятия подразделены на лекционные и практические.
Учитывая данные исследований о том, что в процессе простого предоставления информации на лекции, студенты усваивают всего лишь около 15 %, применяю следующие рекомендованные приемы интерактивного обучения:
- включение в лекцию элементов беседы, ссылка на междисциплинарные связи;
-предложение сформулировать те или иные положения, или определения;
- разбивка аудитории на микро группы, которые проводят краткие обсуждения и обмениваются их результатами;
- использование раздаточного материала, в том числе конспектов с печатной основой и др.;
- презентация или видео по теме лекции.
Кроме того, обязательным элементом лекции должна стать та или иная форма обратной связи с аудиторией: невербальный и вербальный контакт с обучающимися; предложение разгадать кроссворд по теме лекции или провести тестовый опрос-летучку.
В процессе лекции студенты из пассивных слушателей превращаются в активных соучастников учебной деятельности. Так, например, при изучении темы «Свойства материалов» в начале изложения лекционного материала, студенты самостоятельно, опираясь на знания полученные на предметах физика, химия, формулируют ответы на поставленные вопросы:
-по каким признакам классифицируют материалы;
- чем отличаются аморфные тела от металлических;
- какие Вам известны свойства материалов….
Необходимо максимально использовать первые 15-20 минут - период "глубокого" внимания слушателей. Далее наступают утомление и снижение внимания. Максимальное падение работоспособности студентов отмечается многими исследователями примерно к 40-й минуте лекции. Чтобы преодолеть этот критический период, нужно переключить внимание слушателей на другой вид деятельности: просмотреть видеоматериал по теме, разгадать кроссворд.
В процессе изложения материала, использую доску, на которой даю краткое схематичное отображение опорного конспекта лекции. Заключительная часть лекции предполагает подведение итогов, обобщение прочитанного и уже знакомого из самостоятельно изученного студентами материала, формулировку выводов и т.д. Здесь преследуется цель ориентировать студентов на самостоятельную работу. Для этого может быть рекомендована литература по изучаемой проблематике, разъяснено, какие вопросы выносятся на практические занятия, а какие необходимо изучить самостоятельно. В самом конце лекции следует ответить на вопросы студентов.
Самостоятельный поиск, творческая инициатива вырабатывается у студентов на занятиях по материаловедению по видам материалов: студенты представляют на конкурсной основе проекты (разработанные схемы технологических процессов изготовления изделий, эскизы), лучшая работа заслуживает самую высокую оценку. Студенты творчески подходят к выполнению заданий, разрабатывают технологию производства. В аудитории происходит обсуждение эскизов, этапов технологии, выбирается лучший проект.
Обучение по дисциплине «Материаловедение» является творческим обучением. При проведении практических работ используются ролевые игры (совместно по дисциплинам Материаловедение, Техническая механика,Метрология).
В зависимости от темы занятия студенты «назначаются» преподавателем исполняющими обязанности начальника ОТК (отдел технического контроля), сотрудниками ЦЗЛ (центральная заводская лаборатория), инженерами термистами отдела главного металлурга автомобильного завода, инженерами-технологами машиностроительного завода, инженерами-конструкторами и выполняют УИРС (учебная исследовательская работа студента), в процессе выполнения которой самостоятельно получают новые для них научные результаты и делают по ним заключения в рамках предложенной инженерной должности.
Например, при проведении практической работы по теме «Определение твердости материалов» студенты разбиваются на малые группы. Перед каждой из групп ставится задача: изучить различные методы определения твердости материалов, произвести анализ этих методов и рассчитать основные показатели твердости материалов по методу Бринелля. В процессе выполнения практической работы реализуются главные принципы интерактивного обучения – взаимодействие, активность обучаемых, опора на групповой опыт, обязательная обратная связь. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой незаменимый индивидуальный вклад, без использования которого конечный результат учебного задания в виде конкретного решения технической задачи не может быть достигнут. В процессе выполнения учебного задания происходит активный обмен знаниями, идеями, наиболее эффективными способами достижения поставленной цели. Для стимулирования интерактивной деятельности осуществляется работа с различными источниками информации.
В качестве одной из форм оценивания результатов учебного занятия можно применить оценивание обучающимися:
Таблица 1.
Показатели |
Всегда |
Обычно |
Иногда |
Никогда |
1. Мы проверяли, все ли участники группы понимают, что нужно сделать |
||||
2. Мы отвечали на вопросы, давая объяснения, когда это было необходимо |
||||
3. Мы выясняли то, что было нам непонятно |
||||
4. Мы помогали друг другу, с тем чтобы все могли понять и применить на практике ту информацию, которую мы получили |
При изучении диаграммы состояния железо-цементит применяю интерактивный прием МОЗАИКА (АЖУРНАЯ ПИЛА)
Этот метод является усложненной разновидностью метода «каждый учит каждого», соединенного с работой в малых группах. Мозаика позволяет учащимся получить большое количество информации в течение короткого времени. Кроме того, данный метод может служить способом решения сложной проблемы, требующей определенных знаний. Этот прием лучше всего использовать, когда уже освоены работа в малых группах и метод «каждый учит каждого».
Использованные источники
1.http://www.nanoscopy.net/en/index.shtml/
3. статья «Интерактивные методы обучения в материаловедении»
д.т.н. проф. Волков Г.М., к.т.н. доц. Давыденко Л.В., к.т.н. доц. Прохорова А.И. МГТУ «МАМИ»
4. Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005, 43 с.
© 2016, Сущенко Татьяна Александровна 540