СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование интерактивных методов и приемов обучения на занятиях по Материаловедению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения. При этом термин «интерактивное обучение» понимается по-разному.

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели.

Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Интерактивная: предполагает активное взаимодействие обучаемого с обучающим, то есть студента с преподавателем, а также каждого студента с остальными студентами группы.

По курсу Материаловедения предусмотрены в соответствии с государственными стандартами аудиторные и самостоятельные занятия. Аудиторные занятия подразделены на лекционные и практические.

Учитывая данные исследований о том, что в процессе простого предоставления информации на лекции, студенты усваивают всего лишь около 15 %, применяю следующие рекомендованные приемы интерактивного обучения:

- включение в лекцию элементов беседы, ссылка на междисциплинарные связи;

-предложение сформулировать те или иные положения, или определения;

- разбивка аудитории на микро группы, которые проводят краткие обсуждения и обмениваются их результатами;

- использование раздаточного материала, в том числе конспектов с печатной основой и др.;

- презентация или видео по теме лекции.

Кроме того, обязательным элементом лекции должна стать та или иная форма обратной связи с аудиторией: невербальный и вербальный контакт с обучающимися; предложение разгадать кроссворд по теме лекции или провести тестовый опрос-летучку.

В процессе лекции студенты из пассивных слушателей превращаются в активных соучастников учебной деятельности. Так, например, при изучении темы «Свойства материалов» в начале изложения лекционного материала, студенты самостоятельно, опираясь на знания полученные на предметах физика, химия, формулируют ответы на поставленные вопросы:

-по каким признакам классифицируют материалы;

- чем отличаются аморфные тела от металлических;

- какие Вам известны свойства материалов….

Необходимо максимально использовать первые 15-20 минут - период "глубокого" внимания слушателей. Далее наступают утомление и снижение внимания. Максимальное падение работоспособности студентов отмечается многими исследователями примерно к 40-й минуте лекции. Чтобы преодолеть этот критический период, нужно переключить внимание слушателей на другой вид деятельности: просмотреть видеоматериал по теме, разгадать кроссворд.

В процессе изложения материала, использую доску, на которой даю краткое схематичное отображение опорного конспекта лекции. Заключительная часть лекции предполагает подведение итогов, обобщение прочитанного и уже знакомого из самостоятельно изученного студентами материала, формулировку выводов и т.д. Здесь преследуется цель ориентировать студентов на самостоятельную работу. Для этого может быть рекомендована литература по изучаемой проблематике, разъяснено, какие вопросы выносятся на практические занятия, а какие необходимо изучить самостоятельно. В самом конце лекции следует ответить на вопросы студентов.

Самостоятельный поиск, творческая инициатива вырабатывается у студентов на занятиях по материаловедению по видам материалов: студенты представляют на конкурсной основе проекты (разработанные схемы технологических процессов изготовления изделий, эскизы), лучшая работа заслуживает самую высокую оценку. Студенты творчески подходят к выполнению заданий, разрабатывают технологию производства. В аудитории происходит обсуждение эскизов, этапов технологии, выбирается лучший проект.

Обучение по дисциплине «Материаловедение» является творческим обучением. При проведении практических работ используются ролевые игры (совместно по дисциплинам Материаловедение, Техническая механика,Метрология).

В зависимости от темы занятия студенты «назначаются» преподавателем исполняющими обязанности начальника ОТК (отдел технического контроля), сотрудниками ЦЗЛ (центральная заводская лаборатория), инженерами термистами отдела главного металлурга автомобильного завода, инженерами-технологами машиностроительного завода, инженерами-конструкторами и выполняют УИРС (учебная исследовательская работа студента), в процессе выполнения которой самостоятельно получают новые для них научные результаты и делают по ним заключения в рамках предложенной инженерной должности.

Например, при проведении практической работы по теме «Определение твердости материалов» студенты разбиваются на малые группы. Перед каждой из групп ставится задача: изучить различные методы определения твердости материалов, произвести анализ этих методов и рассчитать основные показатели твердости материалов по методу Бринелля. В процессе выполнения практической работы реализуются главные принципы интерактивного обучения – взаимодействие, активность обучаемых, опора на групповой опыт, обязательная обратная связь. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой незаменимый индивидуальный вклад, без использования которого конечный результат учебного задания в виде конкретного решения технической задачи не может быть достигнут. В процессе выполнения учебного задания происходит активный обмен знаниями, идеями, наиболее эффективными способами достижения поставленной цели. Для стимулирования интерактивной деятельности осуществляется работа с различными источниками информации.

В качестве одной из форм оценивания результатов учебного занятия можно применить оценивание обучающимися:

Таблица 1.

Показатели

Всегда

Обычно

Иногда

Никогда

1. Мы проверяли, все ли участники группы понимают, что нужно сделать

2. Мы отвечали на вопросы, давая объяснения, когда это было необходимо

3. Мы выясняли то, что было нам непонятно

4. Мы помогали друг другу, с тем чтобы все могли понять и применить на практике ту информацию, которую мы получили

При изучении диаграммы состояния железо-цементит применяю интерактивный прием МОЗАИКА (АЖУРНАЯ ПИЛА)

Этот метод является усложненной разновидностью метода «каждый учит каждого», соединенного с работой в малых группах. Мозаика позволяет учащимся получить большое количество информации в течение короткого времени. Кроме того, данный метод может служить способом решения сложной проблемы, требующей определенных знаний. Этот прием лучше всего использовать, когда уже освоены работа в малых группах и метод «каждый учит каждого».

  • Разделяю участников на «основные» группы. Внутри групп определяю экспертов - раздайте карточки с заданиями.
  • Сообщаю время для работы «основных» и «экспертных» групп. У студентов должно быть достаточно времени, чтобы стать «экспертами» по своему материалу: для этого может потребоваться пол-урока. Для работы в «основных» группах также может потребоваться много времени.
  • Дается команда к началу работы.
  • В ходе работы слежу за временем и помогаю группам.
  • После окончания работы предоставляется слово представителям «основных» групп для презентации группового решения проблемы (результатов выполнения задания).
  • Подводим итоги. Выясняем, каков был вклад разных «экспертов» в общее решение? В чем была разница в работе «основных» и «экспертных» групп?

Использованные источники

1.http://www.nanoscopy.net/en/index.shtml/

2. http://www.nanoscopy.org/

3. статья «Интерактивные методы обучения в материаловедении»

д.т.н. проф. Волков Г.М., к.т.н. доц. Давыденко Л.В., к.т.н. доц. Прохорова А.И. МГТУ «МАМИ»

4. Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005, 43 с.

29.11.2016 23:38


Рекомендуем курсы ПК и ПП

Похожие записи