СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Узнайте больше об испытаниях, которые ждут пятиклассника, чтобы при необходимости поддержать и «подстраховать» ребенка.
Ребенок переходит из начального звена школы в среднее. Некоторые родители переживают по этому поводу, и имеют на то все основания. С сентября новоиспеченного пятиклассника ждут несколько испытаний. Что может стать их результатом? Возрастет тревожность, снизится работоспособность, ребенок станет более робким, забывчивым, неорганизованным или развязным. Через 2-3 недели при нормальной адаптации все эти симптомы проходят. Давайте узнаем, что это за испытания, и как родители могут помочь их пройти.
1. Появились новые разные учителя
Учителей стало больше, и это коренное изменение для школьника. Отныне нужно понимать требования разных педагогов, подстраиваться под разнообразный темп речи, принимать индивидуальный стиль проведения уроков. Первое время такое испытание «разностью» может вызвать у ребенка испуг и растерянность.
Что делать?
Попросите ребенка нарисовать каждого нового учителя. Вместе кратко сформулируйте его требования. Например, приносить на урок циркуль или сдавать тетради с домашним заданием до урока. Подпишите требования рядом с рисунком и поместите его над детским рабочим столом.
2. Нужно переходить из кабинета в кабинет
Будучи младшеклассником ребенок четыре года подряд проводил в одном кабинете, а, возможно, и в отдельном здании. Теперь целое «школьное государство», большое и раскидистое, открывается перед маленьким пятиклассником. Нужно переходить из кабинета в кабинет после каждого урока, не ошибиться, ничего не забыть, не растерять по пути. Такое испытание «ориентировки на местности» может принести ребенку нервные треволнения.
Что делать?
Начертите схему школы с кабинетами, подписав, где проходят уроки. А потом попросите ребенка устроить для вас экскурсию после занятий, используя эту схему. Экскурсию проводит он — а вы мягко подсказывайте, если ошибется. Под каким-нибудь предлогом попросите повторить часть экскурсии. Например, скажите, что понравился кабинет английского — предложите сходить туда еще раз.
3. «Понижается» статус
У ребенка новый статус: был четвероклассником, «самым старшим» в начальной школе, стал пятиклассником, «самым младшим» в средней школе. Это ощутимая перемена, особенно для мальчиков. Как вести себя в новом статусе, как сохранить достоинство, как выстроить новые отношения — все эти вопросы мелькают в детской голове. Не каждому легко пройти испытание «гордостью».
Что делать?
Расскажите ребенку, как вы
4. Учеба уходит на второй план
Примерно в 5 классе (10-11 лет) завершается период детства и начинается младший подростковый возраст. С психологической точки зрения это означает, что теперь для ребенка важнее общение, чем учеба. В поведении появляется стремление утвердить свою независимость, самостоятельность. Такая смена внутренних потребностей и ориентиров существенно влияет на
Что делать?
Рекомендация проста – не давите, не ограничивайте, а договаривайтесь и ненавязчиво помогайте. Скажем, обязанность показывать дневник с оценками каждую субботу — это пример родительского давления, где есть проверяющий и проверяемый. Психологически корректнее будет
5. «Родители меня не понимают»
Как испытание для пятиклассника стоит обозначить также «непонимание родителей». Для них существенных перемен не происходит: та же школа, уроки, расписание, тетради, оценки и внешне ребенок еще похож на маленького. Для ребенка же перемены существенны. Все перечисленные выше испытания, вызванные как внешними и, что самое важное, внутренними, психологическими переменами, заставляют школьника вырабатывать новые привычки и навыки, подстраиваться под людей и ситуации. Именно в 5 классе начинается подростковая «ломка». Процесс сложный для всей семьи, и его не стоит игнорировать, чтобы не отдалиться друг от друга.
Что делать?
Нивелировать, предупредить отдаление можно только с помощью общения и диалога «на равных». Да, немного подыграйте ребенку. Пусть обсудит с вами, где провести отпуск, сам выберет подарок бабушке на юбилей, и даже даст советы о вашей работе. В общем, не прерывайте ниточку общения, делая его ненавязчивым, потому что ребенку сейчас, правда, интереснее с друзьями или с книгой. Но одно не исключает другого. Следите за тем, чтобы общение не пропадало и не свелось к «доброе утро» и «спокойной ночи».
Ключик к вашему ребенку — в ваших руках. Не теряйте его в суете дней и в водоворотах подростковых штормов.
© 2020, Лященко Людмила Егоровна 390