СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Толерантность ― это готовность признать конкретного человека, его мнение, позицию, мировоззрение такими, какие они есть. Многое может не нравиться в конкретном человеке, но каждому из нас необходимо признать за ним право на существование и развитие, если он не посягает на права и интересы других людей. Именно толерантность является основополагающей предпосылкой социальной стабильности в целом. Реализация идей коммуникативной толерантности является наиболее актуальной во всех видах деятельности, но особенно для специалистов, работающих в сфере «человек-человек», к которой относится профессия «медицинский работник». Это обусловлено тем, что эффективность лечебного процесса зависит не только от медикаментозной его составляющей, но и от взаимоотношений между медицинским работником и пациентом. Его профессионализм определяется не только тем, насколько хорошо он владеет профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и насколько эффективно взаимодействует со своим пациентом, добиваясь от него выполнения медицинских предписаний и благоприятно влияя на его психическое состояние.
Цель исследования - определение уровня толерантности студентов разных курсов КФ ХГМК, сравнение уровня толерантности студентов и преподавателей КФ ХГМК. Сравнение уровня толерантности студентов разных учебных заведений (КФ ХГМК и Лесопромышленный техникум г.Комсомольска-на-Амуре).
На основании цели, были поставлены следующие задачи:
Определить уровень общей коммуникативной толерантности испытуемых. Сравнить уровень толерантности у разных категорий испытуемых.
Объект исследования: студенты первого курса специальности «Лечебное дело», «Акушерское дело», студенты четвертого курса специальности «Лечебное дело», студенты первого курса специальности «Наладчик деревообрабатывающего оборудования» Лесопромышленного техникума г.Комсомольска-на-Амуре, преподаватели КФ ХГМК.
Предмет исследования: изучение коммуникативной толерантности (тест В.В.Бойко).
Гипотеза: изучение дисциплин общепрофессионального и профессионального цикла, общение с пациентами во время учебной и производственной практики положительно сказывается на уровне коммуникативной толерантности студентов медицинского колледжа.
В качестве методов исследования использовалось тестирование по стандартным методикам.
Методика диагностики общей коммуникативной толерантности, предложенная В.В.Бойко, позволяет диагностировать толерантные и интолерантные установки личности, проявляющиеся в процессе общения.
Согласно автору методики, коммуникативная толерантность, или толерантность в общении, подразделяется на ситуативную, типологическую, профессиональную и общую. Уровень ситуативной толерантности определяется отношением человека к конкретному партнеру по общению (супругу, коллеге, случайному знакомому), типологической – отношением к собирательному типу или группе людей (представителям какой-либо национальности, профессии, социального слоя). Профессиональная коммуникативная толерантность проявляется в рабочей обстановке, во взаимодействии с теми людьми, с которыми приходится иметь дело по роду деятельности (клиентами, пациентами). Общая коммуникативная толерантность обусловлена жизненным опытом, свойствами характера, нравственными принципами и в значительной мере предопределяет другие формы коммуникативной толерантности.
Результаты исследования.
После проведения исследования, были получены следующие результаты.
Возьмем за основу тот факт, что максимальное число баллов 135, таким образом, 45 баллов и ниже – высокий уровень толерантности, от 46 до 90 – средний, больше 90 – высокая степень нетерпимости к окружающим.
В исследовании приняли участие 150 испытуемых.
Вывод: Наиболее высоким уровнем толерантности обладают студенты первого курса специальности «Лечебное дело» 67% и преподаватели КФ ХГМК 83%. На основе полученных данных можно сказать, что уровень толерантности у студентов медицинского колледжа (КФ «Хабаровский государственный медицинский колледж») в целом удовлетворительный (средний). Однако профессия медицинского работника требует готовности личности находить подход к разным людям, принимать и учитывать любые личностные, национальные и религиозные особенности пациента. Изучив литературу по данной проблеме мы выяснили, что у врачей и медицинских сестер большая выраженность негативной коммуникативной установки связана с «механическим» подходом к человеку, выработанным в ходе профессионального обучения и обусловленным напряженным характером труда медицинского работника. Не исключено влияние синдрома эмоционального выгорания. Будущие выпускники отделения «Лечебное дело» считают, что пациент не должен знать тонкости медицинских манипуляций, и не готовы объяснять их пациентам. Некоторые из студентов признались, что их раздражает в пациентах поведение («требуют особого отношения», «грубость», «наглость»). Поэтому есть необходимость в разработке и проведении профилактических мероприятий для студентов, направленных на развитие толерантности.
© 2017, Роднова Елена Владимировна 559