СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Эффективность работы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит его к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности. Активизация творческой познавательной трудовой деятельности учащихся зависит в большей степени от методов обучения, которые использует учитель на уроке.Гораздо сильнее, чем окрик или нотация, воздействует на малышей сказка. «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребёнка» - утверждал Сухомлинский.

Сказка делает урок более интересным, а вопросы, на которые отвечают дети, дают большой воспитательный эффект и способствуют развитию мышления: самостоятельное сочинение сказок развивает устную речь, фантазию и смекалку. Развивают логическое мышление, память, внимание, творческое воображение и игры - путешествия на уроках математики. Решая логические задачи, задачи-шутки, дети учатся думать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

На уроках математики для устного счёта использую различные виды игр.

В игре «Рыбалка» детей увлекает процесс ловли рыб удочкой. Они с интересом и нетерпением читают примеры на рыбках. В игре «Футбол» дети выступают в качестве «вратарей» или игроков, забивающих голы. Здесь используется соревновательный момент, кто больше забьёт или отобьёт голов. В игре «Поезд» дети решают круговые примеры и тем самым составляют поезд. Или «сажают» пассажиров в свой вагон.

Для сильных учащихся использую дополнительные карточки для самостоятельной работы.

Готовясь к урокам чтения стараюсь все виды работ продумать так, чтобы ученик активно творчески мыслил в течение всего урока. Вопросы ставлю так, чтобы учение мог сравнивать и на этом основании делал выводы, например, при изучении рассказа А.П. Гайдара «Совесть» задаю вопрос: «А что бы было, если бы Нина Карнаухова не встретила мальчика?». Дети приходят к выводу, что именно встреча с мальчиком пробудила совесть Нины Карнауховой.

Стараюсь, что бы дети могли в знакомом по первоначальному чтению тексте открыть что-то новое для себя, ранее им не замеченное, сосредоточить внимание на главном.

Стараюсь прививать любовь к поэзии, раскрыть красоту рифмы. При прочтении стихотворения обычно дети не используют особых чувств, настроения. Но уже спустя 30 минут работы с рифмами глаза их загораются. Во время изучения стихотворений использую словесное рисование. Дети говорят, что они представили во время первого прослушивания и что добавилось или изменилось после разбора стихотворения.

Такая работа способствует развитию творческого воображения, чувства слова, а также служит хорошим средством для развития чувства юмора.

У детей есть тетради, где они учатся сочинять стихи и сказки и рисуют возникшие в голове образы при прослушивании произведения.

Со второго класса я в работу добавила программу В.Н. Зайцева. В начальной школе требуется улучшение таких показателей, как скорость чтения, письма, вычислений, а также развитие памяти, речи. Зайцев разработал систему тренировок, которые увеличивают результаты скорости чтения, письма, вычислений в несколько раз.

На практике доказано, что для повышения скорости чтения важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человека устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создаёт раздражение и запоминается.

Поэтому на уроках чтения использую ежеурочные пятиминутные чтения. То есть учащиеся в начале каждого урока читают 5 минут. А затем идёт обычный урок. Но если посмотреть, что дают такие занятия в день, то получается: 5 минут за каждый урок, 5 уроков в день, 25 минут чтения, не считая самого урока чтения.

Так же использую жужжащее чтение, когда дети читают шёпотом, каждый в своём темпе.

На уроках русского языка для формирования чёткого каллиграфического письма использую минутку чистописания. Во время этой работы у детей развивается навык каллиграфического письма и вырабатывается внимательность.

Словарную работу провожу несколькими способами:

  • Картинный словарь - словарное слово нарисовано в картинке.
  • Словарь в загадках. Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку - как творческую задачу.
  • Словарь в ребусах. Этот вид работы детей очень увлекает и одновременно тренирует наблюдательность, зоркость.
  • Словарь - рыбалка. Дети ловят рыбу со словарным словом, но с пропущенными буквами.
  • Словарный диктант завершает все эти виды работ. Дети пишут словарные слова под диктовку.

Развитие техники чтения тормозится из-за слабо развитой оперативной памяти. Часто можно наблюдать такую картину. Ребёнок читает предложение из 6-8 слов. Дочитав до 3-4, забыл первое слово. Поэтому он не может увязать всё слово воедино. В этом случае необходимо работать с оперативной памятью.

Делается это с помощью так называемых зрительных диктантов. В каждом из 18 наборов по 6 предложений. Особенность этих предложений такова, что если первое предложение 1-го набора содержит 8 букв - «Тает снег», то последнее предложение 18-го набора состоит уже из 46 букв - «Люди издавна чтут розы за красоту и аромат цветов». Наращивание длины предложений происходит постепенно, по 1-2 букве. Время работы со всеми наборами примерно 2 месяца. Таким образом оперативная память развивается настолько, что ребёнок в состоянии запомнить предложение из 46 букв, то есть из 8-9 слов.

Часто на уроках русского языка применяю работы с деформированным предложением или текстом, что тоже развивает наблюдательность, мышление.

Уроки окружающего мира стараюсь построить так, чтобы говорили в основном дети. Для этого в начале урока перед классов ставлю проблему, которую они решают путём дискуссии, рассуждений, доказательств. Например, при изучении темы «Какие бывают растения» поставила проблему: «Что такое цветы, трава, деревья, кустарники?» (дети: растения). «Они ведь такие разные, а почему их всех назвали растения?». В течение урока дети говорили об особенностях цветов, трав, кустарников, деревьев и сделали вывод: у них у всех есть корень, стебель, лист, цветок, плод. Это их объединяет в одну группу ­растения.

На уроках трудового обучения нет скучающих или бездельничающих. Детям предоставляется свобода выбора. Они комбинируют, создают что-то новое и в основе их творчества лежит догадка, собственный замысел. Например, из деталей конструктора дети собирали модель самосвала. Магомед предлагает: «Пусть у моего самосвала будет 2 кузова, так он перевезёт больше песка». А при изготовлении аппликаций на основе геометрических фигур б:reла предложена «Сова», а дети дополнили аппликацию солнцем, деревом, мышкой. Здесь мы так же имеет дело с творчеством ученика.

В своей работе я стараюсь проявлять чуткое и заботливое отношение, стремлюсь научить всех сидящих за партой, пробудить интерес и любовь к учению, уверенность в преодолении трудностей.

17.01.2023 20:55


Рекомендуем курсы ПК и ПП