СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы с одарёнными детьми в рамках литературного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема одарённости детей в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неслучайно появилось второе издание Концепции одарённости, в которой понятие одарённости формулируется как системное качество, характеризующее психику ребёнка в целом. Такой подход делает приоритетной задачу воспитания, а не просто обучения. Этим определяется гуманистическая направленность Концепции, в которой особое внимание уделено бережному отношению к одарённому ребёнку. Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.

Одаренный ребенок стремится к новым познавательным ситуациям, они его не только не пугают, а, напротив, вызывают у него чувство радости. Даже если в этой новой ситуации возникают трудности, одаренный ребенок не утрачивает к ней интереса. Одарённых детей объединяет одно общее - огромное стремление к творческому поиску, они получают удовольствие от самого процесса познания. Выявление среди моих учеников группы школьников с высоким творческим потенциалом помогло мне наметить пути дальнейшей работы и заняться более углублённо проблемами развивающего обучения и творчества, реализуя программу элективного курса «Юный филолог».

Данная программа ставит своей целью расширить литературное образование девятиклассников, удовлетворить познавательные интересы обучающихся, развить их творческие способности и получить дополнительную подготовку для сдачи ЕГЭ по литературе

Задачи курса направлены на:

• осознание себя творческой личностью;

• осознанный выбор профиля в старшей школе;

• осознанный выбор будущей профессии;

• формирование стойкого интереса к литературе;

• развитие речи (устной и письменной);

• подготовку к олимпиадам и конкурсам различного уровня

Организационно - педагогические условия

1. Наличие напряжённой образовательной среды, способствующей закреплению потребности учащихся в поэтической деятельности.

• Практическая работа по определению размеров стихотворения и определения жанра произведения, фигур и тропов.

• Посещение занятий спецкурсов «Встречи с интересными людьми», «Основы журналистики»

2. Организация образовательной среды развивающего (творческого) типа, способствующей снятию психологических барьеров развития, развитию творческого начала.

• Подготовка и проведение литературных вечеров, гостиных.

• Экскурсии в библиотеку.

• Встречи с местными поэтами и писателями.

3. Организация специальных занятий, тренингов, для развития познавательной, эмоциональной, личностной сфер ребёнка.

•Тренинг умения давать определения словам - это прекрасный способ заставить ребёнка думать;

•Игры «Остров», «Угадай слово по определению из словаря», «Найди ошибку в определении»;

-Тренинг смекалки развивает умение сравнивать;

-Теория решения изобретательских задач - ТРИЗ - это наука об эффективности мышления в любой области творчества. Идеология «Радость в жизни возможна, каждый день может и должен быть счастливым». Характерна активная оптимистическая жизненная позиция «Что я хочу? Кто я есть? Что надо делать? Зачем?» ТРИЗ учит: «Нет такого вреда, который нельзя было бы обратить в пользу (хотя бы частично), и наоборот, нет такой пользы, которая не несла бы в себе вреда»

4.Учёт психологических особенностей возраста

Учёт возрастных особенностей в работе с одарёнными детьми очень важен. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми. Не стоит использовать словосочетание «одаренный ребенок» в плане констатации (жесткой фиксации) статуса определенного ребенка, ибо очевиден психологический драматизм ситуации, когда ребенок, привыкший к тому, что он «одаренный», на следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки своей исключительности.

5.Возможность применения знаний и умений в практической деятельности

- сотрудничество с поэтическим клубом «Вдохновение» при районной библиотеке;

- сотрудничество с библиотеками Молчанова и Томска.

- встречи с интересными людьми села и края;

- использование материалов музеев «Поиск», «Бумеранг»;

В результате учащиеся овладевают навыками:

- определение жанра произведения;

- определение тропов и стилистических фигур;

- знание их функций в поэтической речи;

- освоение литературоведческой терминологии;

- знание основных стихотворных размеров. Приобретают коммуникативную компетенцию (способность практического владения языком):

- овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,

- умение переключаться в процессе общения с одного кода (стиля, диалекта) на другой в зависимости от условий общения.

Занятие по программе курса призваны сформировать практические навыки и умения: - узнавание тропов и стилистических фигур в тексте;

- выявление их функций в художественном произведении;

- определение особенностей художественной формы;

- самостоятельная формулировка темы и идеи произведения;

- соотношение формальных элементов текста с содержанием;

- определение композиционной особенности текста;

- анализ лексического строя произведения;

- определения ведущих мотивов произведения;

- анализ синтаксических конструкций;

- установление литературных параллелей с другими произведениями;

- понимание идейного замысла, настроения, эмоционального состояния лирического героя.

Сопровождение детей в литературной деятельности.

Среди моих учеников есть яркие личности, очевидные своими достижениями в литературном творчестве. Их характеризует повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело.

Основная задача педагога - содействие превращению одарённого ребёнка в одарённого взрослого.

07.12.2018 17:11


Рекомендуем курсы ПК и ПП