СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Поурочные разработки по Физике 8 класс к УМК А.В. Перышкина - 2017 год
Изображения, даваемые линзой - СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Используемые технологии: здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, педагогики сотрудничества, развития исследовательских навыков, групповые.
Цели: закрепить знания учащихся о линзах; сформировать умение находить изображения, даваемые линзами, графическим способом.
Формируемые УУД: предметные: научиться объяснять принцип образования изображения в собирающей и рассеивающей линзах; определять основные характеристики изображений, даваемых линзами; находить изображения, даваемые линзами, графическим способом; метапредметные: уметь слушать, вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы; формировать целеполагание и прогнозирование; самостоятельно выделять познавательную цель; устанавливать причинно-следственные связи; личностные: формирование умения видеть применение физических законов в технических решениях.
Приборы и материалы: источники света, собирающие и рассеивающие линзы, экран, электронное приложение к учебнику.
Ход урока
I. Организационный этап
(Учитель и ученики приветствуют друг друга, выявляются отсутствующие.)
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
(Учитель проводит фронтальный опрос по вопросам и заданиям учебника, задает дополнительные вопросы.) Дополнительные вопросы
— Что такое линза? Каковы ее свойства?
— Что называется главной оптической осью линзы?
— Какую точку называют фокусом линзы?
— Что такое фокусное расстояние линзы?
— Как по внешнему виду линз можно узнать, у какой из них короче фокусное расстояние?
— Какая из двух линз, имеющих разные фокусные расстояния, дает большее увеличение?
— Что такое оптическая сила линзы? В каких единицах она измеряется?
— Почему оптическая сила может быть как положительной, так и отрицательной величиной?
III. Изучение нового материала
(Учитель проводит демонстрации опытов.)
Демонстрация 1. Получение изображение точечного источника света с помощью собирающей линзы.
На экране отчетливо видно, что пучок, сформированный линзой, трансформируется из сходящегося в расходящийся. В месте наибольшего сужения преломленного линзой пучка и обнаруживается изображение светящейся точки.
— Как изменяется положение изображения светящейся точки при ее смещении относительно главной оптической оси?
Демонстрация 2. Изменение размера и вида изображения, даваемого собирающей линзой, при перемещении источника света вдоль главной оптической оси и вне ее.
Вначале светящаяся точка перемещается из “бесконечности” вдоль главной оптической оси по направлению к центру линзы, и показывается, как при этом изменяется положение изображения, в каких случаях оно будет действительным, а в каких — мнимым. Затем демонстрируется, куда смещается изображение, если светящаяся точка располагается выше (ниже) главной оптической оси. По мере приближения светящейся точки к фокусу линзы расстояние от изображения до линзы увеличивается.
Изображение светящейся точки будет действительным в тех случаях, когда эта точка будет расположена перед фокусом линзы. Если светящаяся точка находится между фокусом и линзой, то ее изображение будет мнимым, так как в этом случае исходящий из светящейся точки пучок света не преобразуется линзой в сходящийся.
Демонстрация 3. Получение изображения точечного источника света с помощью рассеивающей линзы. Перемещение источника света вдоль главной оптической оси и вне ее.
На основании этих опытов легко убедиться, что рассеивающая линза дает только мнимое изображение.
Выводы
• Точечный объект и его изображение всегда лежат на одной оптической оси.
• Луч, падающий на линзу параллельно оптической оси, после преломления через линзу проходит через фокус, соответствующий этой оси.
• Луч, проходящий через фокус до собирающей линзы, после линзы распространяется параллельно оси, соответствующей этому фокусу.
• Луч, параллельный оптической оси, пересекается с ней после преломления в фокальной плоскости.
(Учитель демонстрирует учащимся анимационные ролики 162 “Построение изображения в рассеивающей линзе” и 164 “Построение изображения в собирающей линзе” из электронного приложения к учебнику.)
Руководствуясь вышеизложенными выводами, рассмотрим условия, при которых возникает то или иное изображение, и свойства каждого из них (d — расстояние предмета до линзы; F — фокусное расстояние линзы).
1. Предмет находится за двойным фокусным расстоянием линзы: d > F. Линза дает уменьшенное, перевернутое, действительное изображение предмета, лежащее по другую сторону от линзы между ее фокусом и двойным фокусом.
2. Предмет находится на двойном фокусном расстоянии линзы: d = F. Линза дает равное, перевернутое, действительное изображение предмета, лежащее по другую сторону от линзы на двойном фокусном расстоянии.
3. Предмет находится между фокусом линзы и ее двойным фокусом: F < d < 2F. Линза дает увеличенное, перевернутое, действительное изображение предмета, расположенное по другую сторону от линзы за двойным фокусным расстоянием.
4. Предмет помещен в фокус линзы: d = F. Изображение предмета будет размытым, так как его фактически не существует.
5. Предмет находится между линзой и ее фокусом: d < F. Изображение предмета увеличенное, мнимое, прямое и расположено по ту же сторону от линзы, что и предмет.
Рассматривая изображения, даваемые рассеивающей линзой, можно сделать вывод.
Вывод. Рассеивающая линза не дает действительных изображений, так как лучи, прошедшие сквозь нее, расходятся: при всех положениях предмета линза дает уменьшенное, мнимое, прямое изображение, лежащее по ту же сторону от линзы, что и предмет.
IV. Решение задач
(Ученики решают задачи. Учитель разбирает задачи, вызвавшие затруднения.)
1. С помощью линзы на экране получено изображение пламени свечи. Изменится ли, и как, это изображение, если половину линзы закрыть непрозрачным экраном?
2. На рисунке 26 показаны главная оптическая ось ММ линзы, предмет АВ и его изображение A1B1. Определите графически положение оптического центра и фокусов линзы.
3. Определите построением положение фокусов линзы, если задана главная оптическая ось и ход произвольного луча (рис. 27).
V. Рефлексия
(Ученики оценивают свою работу на уроке и качество усвоения материала по методу “Лестница успеха”.)
Каждый ученик с помощью магнита указывает свою фамилию на нарисованной на ватмане лестнице. Названия ступеней лестницы:
1-я ступень — урок трудный, я совсем не уверен в своих силах, нужна помощь.
2-я ступень — урок трудный, я не со всем справился, нужна помощь.
3-я ступень — урок трудный, но я почти со всем справился, не нуждаюсь в помощи.
4-я ступень — урок не трудный, я справился почти со всем, помощь не нужна.
5-я ступень — урок не трудный, я уверен в своих силах, помощь не нужна.
Домашнее задание
1. § 69 учебника, вопросы к параграфу.
2. Выполнить упр. 49 на с. 212 учебника.
3. Выучить правила построения изображений в линзе на с. 212 учебника (указания к упражнению 49).
Занимательная картография
Электронная тетрадь по обществознанию ...
Электронная тетрадь по информатике 5...
Правила русского языка. Орфография и...
Электронная тетрадь по русской...
Электронная тетрадь по немецкому языку...
Мир вокруг нас
Электронная тетрадь по геометрии 9...
© 2020, Жернакова Ирина Михайловна 480
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
Похожие записи