СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Если посмотреть на карту любой страны, даже любой области - они усеяны именами географическими так же, как ночное небо бесчисленными звездами. И нет ни одного имени, за которым ни стояла бы не простая, а сплошь и рядом сложная и загадочная его история. В названиях сохранилась информация давно ушедших времен и память о событиях недавнего прошлого. Названия рассказывают о племенах, живших столетия назад на нашей земле, о природных особенностях края. Название города, села, деревни - это часть истории населенного пункта. Сотни названий на карте нашего края. Это язык земли, это память истории. Древние считали, что имя - это не просто обозначение чего бы то ни было, но и сама сущность предмета. Даруя название кому бы то ни было, тем самым даруешь ему и душу.
«Топонимика – это язык Земли, а Земля есть книга, где история человеческая записывается в географической номенклатуре» - эти крылатые слова, высказанные ещё в 1837 году учёным Н.И. Надеждиным, не потеряли своей значимости и сейчас.
Краеведение является тем элементом исторического образования на сегодняшнем этапе, который обогащает учащихся знаниями родного края, воспитывает любовь к нему и способствует формированию гражданственных понятий и навыков. Изучение топонимии края раскрывает учащимся связи родного города, села с Родиной, помогает уяснить неразрывное единство истории, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края. В основе краеведческой работы лежат поиск, дерзание, глубокий интерес к прошлому. Любое географическое название исторично и является памятником культуры каждого народа. Такова его природа. Уходят века, люди, события, на память о них остается в памяти людей, делах и воспоминаниях, в том числе и топонимах- названиях рек и озер, сел и городов.
Перед краеведами стоит задача выявить и записать все реально существующие имена рек, озер, гор, поселений, так как они являются памятниками языка, истории, культуры, географии. Они приравниваются к архитектурным памятникам, историческим документам. Топонимы могут быть как очень древними. Так и довольно молодыми, они заключают в себе важную культурно- историческую информацию, связанную с духовной и материальной культурой или природой. Они могут указывать на физико- географические особенности, приметы местности, особенно те, которые в настоящее время еже исчезли: истреблены животные, сведен лес, высохла река или озеро или, наоборот, затопленные обширные территории под водохранилища, вместе с ними и уникальные археологические памятники. Топонимы- наша память о языке, об истории и географии. Топоним- имя собственное, название любого географического объекта. Изучением топонимов занимается наука- топонимика. Топонимика изучает происхождение, содержание и закономерности развития географических названий. Слово это греческого происхождения, сложное, состоит из двух слов: топос- « место» и онома- « имя», то есть топонимика- наука об именах, названиях мест. Изучение топонимики является одним из факторов успешного усвоения географической номенклатуры в региональном курсе географии. При изучении топонимов прежде всего следует выяснить те основания и принципы, на которых строятся географические названия. В самой глубокой основе здесь лежит, во- первых, необходимость обозначения отдельных природных объектов с целью ориентировки на местности; во- вторых, всюду и всегда имеется необходимость отметить объекты, важные в хозяйственном отношении. Позже возникли топонимы, происшедшие от личных имен. «Антропонимика как наука о собственных именах людей» также может многое сообщить краеведам, помощь выявить родословную человека, определить принадлежность к этнической группе. Многие природные объекты часто носят названия по внешним признакам, приметам промыслово- хозяйственного порядка. Населенные пункты обозначают названия, происшедшие от близлежащего природного объекта. К числу устных источников краеведческих сведений следует отнести и беседы, встречи со старожилами, знатоками старины, хранящие местные предания, традиции. Их рассказ всегда интересен своей нестандартностью, помогает представить колорит эпохи. Происхождение топонима характеризуют объект на каком- то определенном историческом этапе и дают информацию об этом этапе. Изменения топонимов демонстрируют изменения, происходящие во времени. Указанные особенности позволяют рассматривать изучение топонимики в школьном курсе географии как реализацию одного из аспектов исторического подхода.
О значении и важности внедрения топонимических сведений в учебный процесс писали многие известные географы: Э.М. Мурзаев, В.А. Жучкевич, В.П. Максаковский, Е. М. Поспелов.
Важное образовательное и воспитательное значение изучения топонимов нашло отражение в стандарте основного общего образования по географии. Согласно требованиям указанного документа, основная нагрузка по реализации исторического и экологического подхода к топонимике ложится на географию своей республики.
Основной целью изучения топонимики в школьном курсе географии является использование топонимов в географическом краеведении. Главной задачей является изучение и сохранение местных топонимов, раскрытие новых страниц истории родного края. Решение данной задачи позволит решить главные экологические проблемы в топонимике. Позволит не потерять связь поколений, даст дополнительную информацию о природе, истории и географии родного края.
В программе курса «География Украины» отводится мало времени на изучение Херсонщины, поэтому топонимы своего края целесообразно рассматривать во время изучения географической номенклатуры Украины.
Более детальное изучение топонимов осуществляется в программе факультативного курса «Родной край». На вводном уроке рассматриваются вопросы географического положения территории, история заселения и формирование народов. Вводятся основные понятия и термины, раскрывается роль географических названий в нашей жизни, особенности формирования географических названий области. На последующих уроках учащиеся знакомятся с главными источниками и материалами для изучения топонимики. Работа сопровождается практическими занятиями, где учащиеся работают с картами и атласами, литературными источниками. Учащимся даются опережающие задания по темам творческих работ. Эти задания содержат поисковый характер, нацеливают учащихся на сбор и обработку местного краеведческого материала, тем самым учащиеся привлекаются поисково- исследовательской работе. В течении учебного года учащиеся изучают топонимы, знакомые с детства названия приобретают иной смысл и значение. Изучение микротопонимов ведется по смысловому значению географических терминов, классифицировав их по компонентом природы: топонимы гидрографические, орографические, геоботанические, экономико- географические, ландшафтные.
Нами собирается топонимический материал, который поможет установить некоторые данные по краеведению, истории, географии родного края. Объектом исследования являются микротопонимы Генического района. Среди местных топонимов преобладают гидронимы. Это естественно, так как наш край расположен на берегу двух морей: Азовского и Сиваша (Гнилое море).
В географических названиях часто встречаются диалектные слова, присущие для населения данной местности. Знание местных диалектов упрощает расшифровку многих географических названий и доказывает, что топонимы являются летописью и памятниками истории. Изучение топонимов необходимо продолжать, открывать новые страницы истории, географии родного края, тем самым сохранять их для будущих поколений.
© 2015, Осьмак Александр Васильевич 551