СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как бороться со стеснительностью ребенка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как бороться со стеснительностью ребенка

Как помочь ребенку преодолеть застенчивость, робость и неуверенность? Просто добавьте решительности!

Ребенок, приходя в гости, вместо того, чтобы включиться в игру, долго стесняется и не решается подойти. Или вместо того, чтобы смело представиться взрослым – гостям, неожиданно нагрянувшим родственникам – ребенок прячется за мамой.

Ваши действия

  • Почему ты стесняешься? Чего ты боишься?
  • Тебе помогут разобраться твои друзья – смотри, они ведь здесь.
  • Если не хочешь играть, можешь подождать в сторонке. Когда будешь готов, включайся!
  • Не переживай, я останусь здесь и буду рядом, ты всегда можешь на меня рассчитывать.

В чем ошибка?

Обычно взрослые считают стеснительность серьезным недостатком. И даже пытаются с этим бороться, считая, что причина – в заниженной самооценке. На самом деле скромность может стать недостатком, только если родители будут демонстрировать отношение к ней как к таковой. И в целом стеснительный ребенок может быть таким же счастливым и таким же уверенным в себе, как и его бойкие сверстники.

Причина проблемы

Ребенок воспринимает свою стеснительность так, как ее преподносят ему родители. Если это считается чертой характера, свойственной личности собственного ребенка, у него не возникнет никаких трудностей. Он будет так же счастлив, как и те, кто не испытывает трудностей в общении с другими детьми. Но если родители будут считать скромность его недостатком, то ребенок начнет сомневаться в своих качествах и даже считать себя неполноценным.

У стеснительных детей много сопутствующих положительных черт: щедрость, кротость, послушание. Как правило, они умеют слушать и уважать чужую точку зрения. Им нравится, когда другие дети участвуют в их играх, и при этом предпочитают игры с двумя-тремя знакомыми сверстниками, а также разговоры с одним взрослым. Хотя иногда они ведут себя зажато, есть ситуации, в которых они чувствуют себя абсолютно уверенно. Но стоит лишь заинтересовать чем-то ребенка, зажатость тут же проходит. Он начинает стесняться только если окружающие обращают на него слишком много внимания.

САМИ ДЕТИ РЕДКО ПЕРЕЖИВАЮТ ИЗ-ЗА СВОЕЙ СКРОМНОСТИ, СКОРЕЕ ЭТА ЧЕРТА БУДЕТ РАЗДРАЖАТЬ РОДИТЕЛЕЙ.

На самом деле, родителей очень заботит социальное участие и одобрение со стороны окружающих. Почему-то считается, что именно активных и общительных детей общество ценит больше.

Решение проблемы

Важнее всего создать такую ситуацию, в которой внимание других людей не будет зафиксировано на застенчивом ребенке. А также сделать условия, при которых ребенку нужно взаимодействовать с новыми людьми, достаточно понятными и привычными.

  • Максимально упростить ситуацию – помогать выходить из затруднений. Например, отвлечь собеседника разговором, если ребенок не хочет говорить «здравствуйте» или отвечать на вопрос другого взрослого. Не пытайтесь разговорить ребенка: он может совсем замкнуться в себе и вовсе замолчать.
  • Сделать ситуацию знакомой и безопасной. Преодолеть неловкие ситуации помогают «репетиции» и ролевые игры. «Давай представим, что ты вы с Аней встретились в коридоре школы. Как ты с ней будешь здороваться?», «Представь, что я дядя Виктор и спрашиваю у тебя: «Как дела в детском саду?».
  • Пусть ситуацией, в которой оказывается ребенок, контролирует он сам. Вы можете развивать у ребенка инициативность и самостоятельность. Стимулируйте ребенка к разнообразному бытовому общению. Пускай он ответит кассиру в супермаркете или консьержке при входе в подъезд. Для начала принимайте участие в таком общении, затем ребенок сможет делать это и сам.
  • Подготовьте ребенка к приезду гостей. Например, он может помочь приготовить квартиру к приему, а потом побыть в своей комнате.
  • Разбейте сложное социальное действие на несколько простых шагов. Например, 1) просто поздороваться со взрослым (предварительно потренируйтесь, как это будет происходить); 2) поздороваться и пожать руку; 3) поздороваться и ответить на вопрос.

Практикум

  • Вспомните и опишите ситуации, в которых ребенок чувствует себя неуютно, испытывает застенчивость. Напишите, как можно упростить эти ситуации?

Вывод

Застенчивость — это особенность поведения. Есть большая вероятность, что ребенок сам перерастет ее, если мы не будем уделять этому чрезмерного внимания. Чем менее знакома ситуация, в которую попадает ребенок, тем проще должен быть для него процесс вхождения в нее. Делайте сложное простым, незнакомое знакомым, постепенно, шаг за шагом, расширяйте зону комфорта ребенка.

Главы из книги “Курс родительского мастерства”, автор — Мирошниченко Евгений

Категория: Прочее
27.11.2016 18:47


Рекомендуем курсы ПК и ПП