СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Министр просвещения России Сергей Кравцов в марте 2021 года
Дефицит учителей в российских школах — миф или реальность?
Ситуация с учителями в российских школах — настоящая магия. Министр просвещения отчитывается Госдуме, что в целом по стране дефицита педагогических кадров нет.
По данным Общероссийского народного фронта, более половины учителей сообщают о нехватке в своих школах педагогов-предметников. Это подтверждают региональные новостные порталы.
На 1 сентября 2021 года
В Свердловской области на начало 2021‒2022 учебного года в школах было
В школах
В сентябре 2021 года школы
В
По
В
На октябрь 2021 года в
Каких учителей не хватает в школах
Сейчас, в декабре 2021 года, на портале «Работа в России» можно
В дефиците также учителя-логопеды, дефектологи, школьные психологи.
В 2020 году специалисты НИУ ВШЭ в рамках проекта «Мониторинг экономики образования» подготовили информационно-аналитические
ВШЭ пришла к следующим выводам:
Министр просвещения, однако, видит ситуацию с другой стороны и находит в ней несомненные плюсы. «Средний возраст учителя в российских школах составляет 45‒47 лет. Это нормально, нас это радует», —
Но данные статистики и исследований не дают поводов для оптимизма: в российских школах объективно существует дефицит учителей по основным дисциплинам, а главное — школам не хватает молодых учителей, которые говорят со школьниками на одном языке.
Справедливости ради надо сказать, что условия работы учителя в России зависят от региона и от руководства школы. Ситуация отличается кардинально.
Профорг средней общеобразовательной школы, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл:
«В нашей школе при ставке 18 часов на одну ставку работают три процента учителей, на 1,5 ставки — 27 процентов, а 67 процентов педсостава работает на 1,7‒2 ставки. Не хватает педагогов начальных классов, учителей математики, русского языка и литературы, иностранного языка. Выпускник педвуза, впервые устраивающийся на работу, у нас получает доплату — 50 процентов от оклада. Если учитывать все надбавки, выходит около 15 000 рублей в месяц. Учитель со стажем и категорией, классный руководитель, получает при работе на одну ставку до 20 000 рублей в месяц».
Директор средней общеобразовательной школы, г. Санкт-Петербург:
«У нас нет острого дефицита учителей, средняя нагрузка по школе — 1,4 ставки на учителя. Выпускник педвуза может рассчитывать на зарплату 30 000 рублей в месяц».
Директор средней общеобразовательной школы, Калининградская область:
«В нашей школе учителя зарабатывают от 20 000 до 50 000 рублей в месяц — есть доплата молодому специалисту и сопоставимая с ней доплата за высшую категорию. То есть молодой учитель постепенно получает категорию и теряет выплату за «молодость». У нас нет большого разрыва между «опытными» и «молодыми». В среднем нагрузка на учителя — 23,5 часа в неделю. Не хватает учителей начальной школы, математики и русского языка».
Почему выпускники педвузов не идут работать в школы
В 2019 году министр просвещения Ольга Васильева
Весной 2021 года новый глава минпросвещения Сергей Кравцов озвучил совсем другую цифру. «В выбранной профессии на данный момент себя нашли более 70 процентов выпускников», —
Получается, что каждый третий выпускник российского педвуза не идет работать в школу — и на это есть объективные причины.
По
В то же время 23 процента россиян
Быть учителем в России — непрестижно, невыгодно, трудно и в профессиональном плане, и в психологическом. Неудивительно, что молодые специалисты предпочитают устраиваться куда угодно, только не в школу.
© 2022, Мальцева Алла Владимировна 191