СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
На первом (диагностическом) этапе создания педагогической системы мною была определена цель педагогической деятельности, для ее достижения поставлена задача. Реализация цели выражается в понимании студентами значения общеобразовательных дисциплин (русский язык и литература)в профессиональной деятельности при освоении профессиональной образовательной программы, практическом владении основными методами решения профессиональных задач в области профессиональной деятельности, в освоении студентами коммуникативного, аналитического, творческого типов деятельности.
На подготовительном этапе создания педагогической системы мною изучались проекты федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, научно-методические статьи по теме, определялся понятийный аппарат и подбирался инструментарий для формирования системы. Кроме этого, большое внимание уделялось изучению методологии педагогических технологий, выбору наиболее эффективных:
Профессионально ориентированная технология обучения специальным дисциплинам. Цель технологии - обеспечить профессиональное становление личности современного конкурентоспособного специалиста, готового к полноценной профессиональной управленческой, производственно-технологической, научно-методической, исследовательской деятельности.
Учебно-познавательная деятельность обучающихся представляет собой целостный процесс усвоения системы научных знаний, формирования творческих умений и навыков путем пошагового продвижения в образовании, умственном развитии и воспитании от периода к периоду, от этапа к этапу.
Реализация данной технологии осуществляется:
Личностно-ориентированная технология создает условия для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития индивидуальных особенностей студентов. В ее основе лежит дифференциация и индивидуализация деятельности, основанная, прежде всего, на развитии интереса познания, выявление в себе и развитие креативных способностей на природо-сообразном уровне. Овладение технологией такой деятельности усиливает способность критического суждения, осмысления жизни, принятия важных решений.
В своей практике, я использую следующие методы обучения по данной технологии:
1. Исследовательский метод, вносит наибольший вклад, к способности самообучения – научно – исследовательская работа, это учебно-исследовательская работа студента; выполнение теоретических и практических заданий, есть учебное исследование.
как в урочное время (итогом исследования становится: составление тестов, кроссвордов, вопросов, ответов; написание эссе, сочинения, рецензии, конспекта, тезисов и т.д.);
так и во внеклассной работе при подготовке студентов к выступлениям на научно – практических конференциях в неделе по специальности (темы выступлений: «Бытование в речи слов - паразитов», «Молодежный жаргон вчера и сегодня»)
2. Эвристический метод соответствует системности мышления студентов – применяется для получения новых знаний, систематизации знаний, сбора и анализа дополнительной информации, подсказывает новые стратегии и тактики решения задач. Хорошо подобранные ключевые вопросы активизируют дискуссию на уроке, развивают интуицию, мышление, логику студентов. Включение эвристических вопросов в домашнее задание эффективно содействует развитию самостоятельности мышления.
3. Самостоятельная работа. Согласно ФГОС, специалист среднего звена должен уметь организовывать собственную деятельность, самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, выбирать методы и способы выполнения задач, оценивать их эффективность. Сформировать эти компетенции возможно, в том числе и при выполнении студентами самостоятельной работы. В связи с этим мною было разработано методическое пособие по выполнению самостоятельной работы для студентов.
В своей педагогической практике я опираюсь на использование технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления». Данная технология представляет собой универсальную модель обучения и систему эффективных методик, позволяющих на уроке создать условия, помогающие студентам самим найти, придумать что-то новое.
Информационно-коммуникационная технология. Роль информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательном процессе определена в документах Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования.
Применение компьютерных технологий обучения позволяет видоизменять весь процесс преподавания, реализовывать модель личностно-ориентированного обучения, интенсифицировать занятия, а главное - совершенствовать самоподготовку обучающихся. Безусловно, современный компьютер и интерактивное программно-методическое обеспечение требуют изменения формы общения преподавателя и обучающегося, превращая обучение в деловое сотрудничество, а это усиливает мотивацию обучения, приводит к необходимости поиска новых моделей занятий, проведения итогового контроля (доклады, презентации, публичные защиты групповых индивидуальных работ), повышает индивидуальность и интенсивность обучения:
На уроках компьютер использую с самыми разными функциями и, следовательно, целями: как способ диагностирования учебных возможностей учащихся, как средство обучения, источник информации, как тренинговое устройство или средство контроля и оценки качества обучения:
- в ходе занятия при объяснении материала или при коллективном выполнении заданий, параллельно проводится индивидуальная проверка знаний студентов за компьютером. Самопроверка знаний осуществляется и при помощи заданий, выведенных на экран телевизора и сравнение их с эталоном.
- на внеклассных занятиях компьютер используется студентами как источник знаний (выпуск стенгазет «Изменения норм русского литературного языка»).
- современный студент (в большинстве случаев), умело пользуется интернет – ресурсами и имеют источники доступа к ним, в своей практике я использую эти умения (например, на занятиях определить значение слова, или выяснить какие – либо сведения об авторе и др.).
© 2022, Азаренок Марина Юрьевна 220