СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Личностно-ориентированный подход в обучении на уроках русского языка и литературы(с применением текстов профессиональной направленности).

Нажмите, чтобы узнать подробности

На первом (диагностическом) этапе создания педагогической системы мною была определена цель педагогической деятельности, для ее достижения поставлена задача. Реализация цели выражается в понимании студентами значения общеобразовательных дисциплин (русский язык и литература)в профессиональной деятельности при освоении профессиональной образовательной программы, практическом владении основными методами решения профессиональных задач в области профессиональной деятельности, в освоении студентами коммуникативного, аналитического, творческого типов деятельности.

На подготовительном этапе создания педагогической системы мною изучались проекты федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, научно-методические статьи по теме, определялся понятийный аппарат и подбирался инструментарий для формирования системы. Кроме этого, большое внимание уделялось изучению методологии педагогических технологий, выбору наиболее эффективных:

Профессионально ориентированная технология обучения специальным дисциплинам. Цель технологии - обеспечить профессиональное становление личности современного конкурентоспособного специалиста, готового к полноценной профессиональной управленческой, производственно-технологической, научно-методической, исследовательской деятельности.

Учебно-познавательная деятельность обучающихся представляет собой целостный процесс усвоения системы научных знаний, формирования творческих умений и навыков путем пошагового продвижения в образовании, умственном развитии и воспитании от периода к периоду, от этапа к этапу.

Реализация данной технологии осуществляется:

  • на практических занятиях по темам: «Функциональные стили языка»; «Употребление профессиональной лексики и научных терминов»; «Словообразование русского языка», где задания и тексты подобраны в соответствии с выбранной профессиональной направленностью студента. Стремление использовать профессионально ориентированную лексику и тексты при отработке навыков использования языковых средств. Это формирует одну из важнейших компетенций будущего специалиста – умение общаться на профессиональные темы, а так же компетенции коммуникативного удачного речевого общения.
  • при изучении раздела «Функциональные стили речи», студенты составляют презентации (с описанием в научном стиле речи) своей профессии.

Личностно-ориентированная технология создает условия для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития индивидуальных особенностей студентов. В ее основе лежит дифференциация и индивидуализация деятельности, основанная, прежде всего, на развитии интереса познания, выявление в себе и развитие креативных способностей на природо-сообразном уровне. Овладение технологией такой деятельности усиливает способность критического суждения, осмысления жизни, принятия важных решений.

В своей практике, я использую следующие методы обучения по данной технологии:

1. Исследовательский метод, вносит наибольший вклад, к способности самообучения – научно – исследовательская работа, это учебно-исследовательская работа студента; выполнение теоретических и практических заданий, есть учебное исследование.

  • Данный метод применяется:

как в урочное время (итогом исследования становится: составление тестов, кроссвордов, вопросов, ответов; написание эссе, сочинения, рецензии, конспекта, тезисов и т.д.);

так и во внеклассной работе при подготовке студентов к выступлениям на научно – практических конференциях в неделе по специальности (темы выступлений: «Бытование в речи слов - паразитов», «Молодежный жаргон вчера и сегодня»)

2. Эвристический метод соответствует системности мышления студентов – применяется для получения новых знаний, систематизации знаний, сбора и анализа дополнительной информации, подсказывает новые стратегии и тактики решения задач. Хорошо подобранные ключевые вопросы активизируют дискуссию на уроке, развивают интуицию, мышление, логику студентов. Включение эвристических вопросов в домашнее задание эффективно содействует развитию самостоятельности мышления.

  • На уроках по литературе при изучении художественных произведений, студенты сравнивают, сопоставляют, дают свою оценку фрагменту, а иногда и всему произведению с его экранизацией (например, М. Булгаков «Мастер и Маргарита»), высказывают предположения, почему режиссер так, а не иначе представляет свое видение изображаемого на экране. Современная постановка кинофильма по произведению Н. Гоголя «Вий», вызвала у студентов интерес к первоисточнику. Из кинофильмов В. Шукшина, обучающиеся узнают события из биографии писателя.

3. Самостоятельная работа. Согласно ФГОС, специалист среднего звена должен уметь организовывать собственную деятельность, самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, выбирать методы и способы выполнения задач, оценивать их эффективность. Сформировать эти компетенции возможно, в том числе и при выполнении студентами самостоятельной работы. В связи с этим мною было разработано методическое пособие по выполнению самостоятельной работы для студентов.

В своей педагогической практике я опираюсь на использование технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления». Данная технология представляет собой универсальную модель обучения и систему эффективных методик, позволяющих на уроке создать условия, помогающие студентам самим найти, придумать что-то новое.

Информационно-коммуникационная технология. Роль информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательном процессе определена в доку­ментах Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования.

Применение компьютерных технологий обучения позволяет видоизменять весь процесс преподавания, реализовывать модель личностно-ориентированного обучения, интенсифицировать занятия, а главное - совершенствовать самоподготовку обучающихся. Безусловно, современный компьютер и интерактивное программно-методическое обеспечение требуют изменения формы общения преподавателя и обучающегося, превращая обучение в деловое сотрудничество, а это усиливает мотивацию обучения, приводит к необходимости поиска новых моделей занятий, проведения итогового контроля (доклады, презентации, публичные защиты групповых индивидуальных работ), повышает индивидуальность и интенсивность обучения:

  • при изучении раздела «Морфология» к темам самостоятельные части речи, студенты разбиваются на микрогруппы составляют презентации по критериям, разработанных преподавателем. Проводится публичная защита групповой работы.
  • на уроках по литературе в индивидуальной форме представляют творчество поэтов (в виде презентаций или докладов).

На уроках компьютер использую с самыми разными функциями и, следовательно, целями: как способ диагностирования учебных возможностей учащихся, как средство обучения, источник информации, как тренинговое устройство или средство контроля и оценки качества обучения:

- в ходе занятия при объяснении материала или при коллективном выполнении заданий, параллельно проводится индивидуальная проверка знаний студентов за компьютером. Самопроверка знаний осуществляется и при помощи заданий, выведенных на экран телевизора и сравнение их с эталоном.

- на внеклассных занятиях компьютер используется студентами как источник знаний (выпуск стенгазет «Изменения норм русского литературного языка»).

- современный студент (в большинстве случаев), умело пользуется интернет – ресурсами и имеют источники доступа к ним, в своей практике я использую эти умения (например, на занятиях определить значение слова, или выяснить какие – либо сведения об авторе и др.).

Категория: Русский язык
19.09.2022 19:46


Рекомендуем курсы ПК и ПП