© 2017 1041
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Ефим Ефимович Волков. Портрет работы А. В. Маковского, 1914 год
Ефим Ефимович Волков
(23 марта [4 апреля] 1844, Санкт-Петербург – 17 февраля 1920, Петроград)
В Орловском музее изобразительных искусств хранится картина «Болото. Утки» Ефима Ефимовича Волкова.
Ефим Ефимович Волков. «Болото. Утки». 1873 год
Первая встреча
Пейзаж, выполненный в особой цветовой гамме, в которой зеленовато-коричневое перетекает в оливковое, завораживает. Может быть, эффект заходящего солнца, дали в серовато-голубых тонах усиливают ощущение первозданности пейзажа на картине? Не знаю.
В любом художественном произведении, будь то картина или скульптура, есть нечто таинственное, присущее только человеку – его создателю. Давно известно, что иногда в картинах, будь то весёлый пейзаж с цветастой лужайкой и обязательными берёзками или сонная улочка в пригороде, присутствует нечто, что отрицательно воздействует на зрителя. И наоборот, пейзаж с бушующим морем и мрачными тучами воспринимается как данность окружающего мира. Наверное, в картинах, скульптурах остаётся та энергия человека, при которой они создавались. Картина Ефима Волкова «Болото. Утки» просто излучает поток положительной энергии.
Много интересного о Е. Е. Волкове можно узнать в воспоминаниях Якова Даниловича Минченкова. Замечательная книга повествует о творчестве некоторых выдающихся художников знаменитого некогда товарищества передвижных художественных выставок. Есть статья и о Ефиме Волкове, ярко раскрывающая его творческий путь к вершинам искусства, описывающая и характер, и упорство в работе, чтобы быть наравне со знаменитыми художниками.
«Напрямую с природой»
Он всегда работал «напрямую с природой» (его собственное высказывание), боготворя её, такую прекрасную под скупым северным солнцем. Тысячи этюдов состояния природы, сотни картин (да еще каких!) создали славу Ефиму Волкову в конце XIX – начале XX веков. Картины его раскупались людьми, чувствующими, как и он, щемящую красоту нашей природы. Ефим Волков был известен не только как живописец, но и как книжный иллюстратор.
А начинал он так. После окончания средней школы работал канцелярским чиновником в департаменте окладных сборов в министерстве юстиции. Примечательно, что одновременно с ним в этом департаменте служил и Пётр Ильич Чайковский. Ефим Волков вспоминал: «И сам я плохо работал, а тут ещё помогать другому пришлось, который совсем ничего не делал, а только свистал». – «Кто же это свистал?» – «Да всё тот же Чайковский! Со мною сидел, лентяй, не записывает входящие, а знай себе насвистывает! Ну, при сокращении штатов нас первыми с ним и выгнали». Через двадцать лет, по рассказам Павла Алексеевича Брюллова, племянника известного художника Карла Брюллова, Волков в его доме встретился с Чайковским. Тот сразу узнал Ефима Ефимовича: «Это вы, Волков?» – «А это ты, Чайковский?» Чайковский повис на тонкой шее пейзажиста Волкова, а тот автору оперы «Онегин» прямо в ухо нескладным голосом запел: «Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни…». Растрогались до слёз.
Судьба передвижника
Ныне известный художник не сразу добился признания. Уже 22-летний Ефим Волков в 1866 году поступил в рисовальную школу Императорского общества поощрения художеств. Благодаря таланту и прилежанию он в следующем году стал вольнослушателем в Императорской академии художеств.
Получив звание неклассного художника за картину «Вид в окрестностях Петербурга», Волков в 1870 году ушёл из академии, чтобы непосредственно работать на природе. В 1871 году он создаёт картину «Болото осенью», созвучную с его душевным настроением и беспредельной любовью к природе. А вот картина «Болото. Утки» – единственная из работ мастера, хранящаяся в Орловском музее изобразительных искусств и представляющая собой, бесспорно, ценнейший, достойный внимания экспонат, – была им написана в 1873 году. Тематика и образность её напрямую связаны со словами «природа» и «Русь».
Судьба свела Е. Е. Волкова с передвижниками, и в 1879 году на общем собрании художников-передвижников он был избран членом товарищества. В 1895-м Ефим Ефимович стал действительным членом Академии художеств. А в 1899 году ему было присуждено звание академика, хотя при этом он продолжал экспонировать свои картины на передвижных выставках.
Как и в любом обществе, у передвижников случались споры о дальнейшей судьбе живописи, доходящие порой до полного неприятия друг друга. И к Волкову некоторые из художников относились по-разному, упрекая в поспешности и в «нефилигранности» завершения той или иной картины, но всегда уважали за организаторские способности в открытии выставок. Он же, хотя и спорил с некоторыми, но широта его души поражала.
Минченков вспоминал: «На Евфимия, 1 апреля, в день именин Волков звал (их) к себе и угощал вкусным обедом. К этому дню его знакомый рыбник готовил необыкновенную рыбу такой величины, что приходилось заказывать отдельную посуду для варки. Полагалось и возлияние за обедом: наливки и хорошие вина в размер».
Иллюстратор в Палестине
Популярность Волкова была такова, что в 1888 году Его императорское высочество великий князь Сергей Александрович Романов (брат Александра III) пригласил его поехать с ним в Палестину в качестве художника-иллюстратора. Князь был председателем Императорского православного палестинского общества. В Палестине на Елеонской горе строился храм, и он ехал на освящение.
На пароходе добровольного флота «Кострома» Волков в числе многочисленных спутников князя отплыл в Палестину. Предстоял долгий путь по пустыне. Волков вспоминал, что путешествие было обставлено с большой роскошью. Через несколько километров пути путешественников уже ждал большой шатёр. А в нём – ковры, диваны, кресла, завтраки, обеды, лёд и море шампанского, которое всегда имелось до окончания путешествия. После такого обилия и впечатлений Волков пришёл в себя только в вагоне поезда, который вёз его в столицу. И когда он увидел у себя на родине, по которой сильно заскучал, болотища, берёзу, плохо одетого мужика, то чуть не расплакался.
Великий труженик живописи
Художник при случае любил и пошутить. На общих парадных обедах он выворачивал шубу наизнанку, подпоясывался и плясал, высоко выбрасывая длинные ноги. «Что за танец у Волкова… – вспоминал Минченков. – Никто не понимал, но смотреть без смеха было невозможно. И привыкшие к нему передвижники хватались за бока, а новички-экспоненты валились от смеха». Вот ещё фрагмент воспоминаний Минченкова: «В таком виде Волков выступал однажды и на академическом балу. В числе приглашённых артистов там танцевала балерина Петипа. И только что кончила она классический танец, как на эстраде появилась необычная фигура Волкова. Гомерический хохот. Находчивая артистка начала какой-то необычный танец, а пианист – к нему импровизировать. Волков распростёр руки и, как на ходулях, высоко поднимая колени, выделывал необыкновенные па с потешными гримасами сатира. Под гром рукоплесканий Петипа целует Волкова: «Это безумно, это по-русски, это дико, это гениально».
Ефим Волков, истинно русский «до корней волос», великий труженик живописи, умел при случае показать русскую удаль даже в шутке. И рука об руку с его русскостью шла беззаветная любовь к природе, тончайшее ощущение её.
В одном из произведений Михаил Михайлович Пришвин писал: «Я нашёл для себя любимое дело: искать и открывать в природе прекрасные стороны души человека. Так я и понимаю природу как зеркало души человека: и зверю, и птице, и траве, и облаку только человек даёт свой образ и смысл». Эти слова применимы и по отношению к замечательному живописцу Ефиму Волкову.
Источник: Константинов В. Магия искусства Ефима Волкова. Орловский вестник. № 10 (1214), 29/03/2017. – С. 9.
https://www.youtube.com/watch?v=atPZsEQ-sWc
https://www.youtube.com/watch?v=Wb5veGhvOoM
* «Бывают странные сближенья…»
https://www.youtube.com/watch?v=aRhej2jkwZA
*
См.:
Карта сайта
Выставочный зал
© 2017 1041