СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Проблема памяти является одной из наиболее исследованных в психологии. Ей посвящены десятки, если не сотни тысяч специальных работ; установлено множество эмпирических закономерностей памяти; предложен целый ряд физиологических, психологических, биохимических, кибернетических моделей памяти. Тем не менее, в психологии не все ясно и прежде всего есть существенные расхождения в самом теоретическом понимании природы высших (человеческих) форм памяти того, что такое память.
Обычное для учебников и пособий определение памяти сводится к тому, что этот процесс запечатления, сохранения и последующего воспроизведения индивидуального опыта. Подобное определение верно только, так сказать, в первом приближении. Почему?
Во-первых, потому, как показывают современные исследования, процесс запечатления, или запоминания, не есть простой переход воспринимаемой человеком информации в какую-то иную форму существования, не есть «впечатывание» этой информации в мозг человека, как предполагали психологи прошлого и так думают многие и ныне. Оно связано с активной деятельностью человека по запоминанию материала - и не простому запоминанию, а преобразованию этого материала. Одним словом, в звене запоминания деятельность памяти неразрывна с деятельностью мышления. Видный советский психолог А.А. Смирнов экспериментально показал, например, что запоминание осмысленного текста предполагает его анализ, вычленение в нем «смысловых опорных точек» и, в сущности, заключается в его смысловой переработке.
Во-вторых, потому, что и воспроизведение не носит автоматического или механического характера; мы не «вынимаем» из памяти хранящуюся там информацию, а чаще всего осуществляем опять-таки специальную деятельность с участием мышления.
В-третьих, потому, что сохранение материала в памяти тоже не есть, как часто думают, его пассивное нахождение в каком-то хранилище, где он как бы законсервирован.
В-четвертых, потому, что говорить об индивидуальном опыте как объекте или содержании памяти недостаточно. Здесь, видимо, сыграла определенную роль многозначность самого термина память, за которым стоят чрезвычайно различные процессы. Так в процессах зрительного восприятия есть звено, в котором осуществляется кратковременное удержание зрительной системой человека образа воспринимаемого объекта с тем, чтобы далее зрительная система могла осуществить переработку этого образа. В этом случае говорят о «кратковременной памяти». Но можно ли вообще считать такое удержание памятью, в том смысле, в котором мы говорим о памяти, скажем, в случае запоминания иноязычной лексики или запоминания осмысленного текста? Память - настолько всеобъемлющий термин, что он, в сущности покрывает все те компоненты любой деятельности человека, которые являются в какой-то степени константами в различных аспектах деятельности, и все те внутренние связи процессов и операций, которые делают возможным их сцепление в единую систему. Ведь не удерживая сведений о предшествующей операции, человек попросту не может осуществлять последующую.
Поэтому мы будем в дальнейшем использовать термин «память» более узким пониманием памяти как такого психического процесса, который заключается во включении в деятельность и использовании в деятельности человека элементов, имеющих общепринятое и общеизвестное значение.
Очень важно подчеркнуть, что память в указанном смысле есть именно процесс.
Выделяют два основных видов памяти: память непроизвольную и произвольную. Произвольная память может быть в свою очередь непосредственной и опосредованной: в этом случае мы используем для запоминания (воспроизведения) какие-то специальные средства. Опосредованная произвольная память - наиболее сложный и совершенный, наиболее «человеческий» вид памяти, формирующийся у ребенка относительно поздно.
Различают несколько типов воспроизведения. Это, во-первых, простейший его вид - узнавание, затем непосредственное воспроизведение и, наконец, опосредованное воспроизведение, т.е. воспроизведение по ассоциации. Но особенно важно различение видов памяти, так сказать, по сроку ее действия. Особенно часто различают «кратковременную» и «долговременную» память.
Таким образом, непосредственная память — это кратковременное удержание в памяти каких-то элементов, само по себе независимое от деятельности, но необходимое для ее успешного осуществления. Основной вид памяти - оперативная память, или память на время деятельности. Постоянная, или долговременная, память обслуживает разные акты деятельности, это память на «будущее», «в запас».
Очевидно, для того чтобы уметь говорить и понимать речь, человек непременно должен использовать различные виды памяти.
Процессы памяти в усвоении иноязычной речи можно подразделить на:
1. Запоминание иноязычной лексики.
2. Запоминание иноязычной грамматики.
3. Построение иноязычного высказывания.
4. Понимание, запоминание и воспроизведение текста.
В практике обучения иностранному языку для запоминания иностранных слов чаще всего пока используется произвольное запоминание, опосредованное словами родного языка (словарики).
Память 7-10-летних учеников, как и их внимание и восприятие, имеет свои возрастные особенности. Если до школы ребенок запоминает без всякого труда то, что ему интересно, то, будучи школьником, он должен запоминать все, что дает учитель, независимо от того, интересно ему это или нет. Какие же трудности испытывают младшие школьники, приступая к тренировке памяти? Ребенок, заучивая какой-либо материал, обычно старается воспроизвести его слово в слово. Чтобы воспроизвести прочитанное, необходимо иметь сравнительно большой запас слов, понимать смысл новых слов, которые встречаются в тексте, и вообще уметь глубоко осмысливать все прочитанное.
Осмысливать! Это значит уметь отделять главное, основное от второстепенного, уметь расчленять и обобщать материал, вдумываться в него. Делать это без совета и руководства старших нелегко.
Большую роль в развитии памяти учащихся на уроках английского языка играют различные игры.
Игра с мячом «Вопросы и ответы».
Учитель кидает мяч ученику и задает вопрос. Ученик ловит мяч и отвечает. Дальше ученик задает вопрос другому ученику и кидает ему мяч.
Сам предмет «мяч» уже говорит о том, что будет игра и дети сосредотачиваются на ней.
Игра «Цепочка» («Тhe chain»).
Дается, например, исходное слово stamp, из которого за 1 -2 минуты нужно составить «цепочку» слов, где последняя буква предыдущего слова является первой буквой последующего. Пример: stamp, paper, etc.
Детям очень нравится эта игра. Вначале они просят сыграть в нее на русском языке, на что я соглашаюсь, а затем на английском. Естественно, у детей все получается, и играют они с удовольствием.
Игра «Снежный ком». («Snowball»).
Данная игра представляет значительные трудности для тех учащихся, которые также плохо запоминают и русские тексты. Например: по теме «Продукты».
Первый ученик называет слово, второй - повторяет это слово, добавляя свое, и так все учащиеся. Получается как бы ком.
Игра заканчивается, когда учащиеся уже не могут воспроизвести все слова в нужной последовательности. Победителем в данной игре становится ученик, повторивший самую длинную цепочку слов.
Игра «Глухой телефон».
Детям очень нравится играть и в «Глухой телефон». Дети встают друг за другом в линеечку. Ученик, стоящий первым, передает информацию о себе рядом стоящему ученику. Следующий передают информацию, рассказывая об этом ученике, другому. Последний, получивший информацию, должен сказать, что рассказал о себе первый ученик, необходимо иметь сравнительно большой запас слов, понимать смысл новых слов, которые встречаются в тексте, и вообще уметь глубоко осмысливать все прочитанное.
Осмысливать! Это значит уметь отделять главное, основное от второстепенного, уметь расчленять и обобщать материал, вдумываться в него. Делать это без совета и руководства старших нелегко.
Большую роль в развитии памяти учащихся на уроках английского языка играют различные игры.
Детям очень нравится эта игра. Вначале они просят сыграть в нее на русском языке, на что я соглашаюсь, а затем на английском. Естественно, у детей все получается, и играют они с удовольствием.
Игра «Испорченный телефон».
Суть этой игры состоит в следующем:
Ты рассказываешь своим новым друзьям по телефону о себе, но телефон плохо работает.
Твои друзья плохо слышат тебя, и им приходится переспрашивать тебя. Один ребенок рассказывает, остальные дети переспрашивают. My name is Peter. Is your name Peter? etc
Игра, как известно, - основной вид деятельности ребенка. Она является своеобразным общим языком для всех ребят. Использование игры, как одного из приемов обучения иностранному языку, значительно облегчает учебный процесс, делает его ближе, доступнее детям. Практика показывает положительное влияние на воспитательно-образовательный процесс всех видов игр. Каждая игра выполняет свою функцию, способствуя накоплению языкового материала у ребенка, закрепление ранее полученных знаний, формированию речевых навыков и умений.
Игра «Кто быстрее?»
Кто быстрее вспомнит названия животных, начинающихся с буквы. (назвать какую-нибудь букву)
Игра «Много слов из одного»
Учащимся предлагается название животного. Они должны назвать других животных, названия которых начинаются с букв, имеющихся в первом слове.
Игра «Кто исчез из зоопарка?»
На столе — игрушки - звери. Дети внимательно смотрят и стараются запомнить их, затем закрывают глаза. Учитель убирает какое-либо животное. Дети открывают глаза и пытаются угадать, кто исчез из зоопарка?
Дети играют с удовольствием, но бывает, что многие обижаются друг на друга. Игра, как известно, - основной вид деятельности ребенка. Она является своеобразным общим языком для всех ребят. Использование игры, как одного из приемов обучения иностранному языку, значительно облегчает учебный процесс, делает его ближе, доступнее детям. Практика показывает положительное влияние на воспитательно-образовательный процесс всех видов игр. Каждая игра выполняет свою функцию, способствуя накоплению языкового материала у ребенка, закрепление ранее полученных знаний, формированию речевых навыков и умений.
Идея единства обучения, воспитания и развития является исходной идеей любого урока. Основная цель определяет весь ход урока, все его составные компоненты. В соответствии с ней осуществляется выбор типа урока, его этапов, содержания учебного материала, способов достижения цели. Недостаточно ясное понимание целей урока влечет за собой проблемы, например, с подбором упражнений, выбором форм и приемов обучения и т.д.
Методическое решение проблемы воспитания на уроке реализуется, прежде всего, в целостности учебно-воспитательного процесса. Именно системный подход позволяет наиболее полно использовать факторы обучения, несущие воспитательный потенциал.
Большую роль в развитии памяти ребенка играют внеклассные мероприятия по английскому языку, которые проходят ежегодно в рамках Недели английского языка: Тhe АВС раrty, Limericks, Моther's Day, English fairy-tales: Little Red Riding Hood, Three Little Pigs, etc.
Обучающимся нравится выступать, говорить на английском языке, хотя многим тяжело запомнить иностранную речь. Конечно, урок иностранного языка - это не только игра. Доверительность и непринужденность общения учителя с учениками, возникшие благодаря общей игровой атмосфере и собственно играм, располагают ребят к серьезным разговорам, обсуждению любых реальных ситуаций.
Опыт убедил, что игра способствует развитию познавательной активности учащихся в изучении языка. Она несет в себе немалое нравственное начало, ибо делает труд (овладение иностранным языком) радостным, творческим и коллективным.
© 2021, Воробьева Ольга Александровна 181