СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, Россия Аннотация. В статье обосновывается важность обучения студентовиностранцев русскому языку при помощи метода кейс-стади. Сейчас много говорится о том, что надо усилить коммуникативную составляющую при обучении русскому язык как иностранному. Этой цели может способствовать использование кейсов на занятиях с иностранцами. Классический кейс способствует выработке навыков принятия самостоятельного решения, цель работы с кейсом в аудитории с иностранцами другая – коммуникативный практикум. В статье перечислены темы, по которым иностранцам можно предложить кейсы, и представлена разработка одного из кейсов как образец предлагаемой нами концепции. Ключевые слова: кейс-стади, русский язык как иностранный, коммуникация, интерактивные методы обучения. Метод кейс-стади – это метод активного анализа проблемной ситуации, основанный на обучении путем решения конкретных ситуационных задач. Суть метода кейс-стади: студенты, разделенные на группы, должны проанализировать ситуацию и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и обсуждение их в рамках общей дискуссии в контексте поставленной проблемы. Впервые кейс-метод был применен в учебном процессе в 1870 году в школе права Гарвардского университета деканом юридического факультета, профессором права Христофором Колумбом Лэнгделлом. «Используя сократовский метод (вопрос – ответ), развивая метод проб и ошибок, он предложил студентам работать с первоисточниками (судебными делами, решениями апелляционного суда и др.), а затем делать собственные выводы, представлять собственные интерпретации и анализ. Подход Лэнгделла резко отличался от традиционного обучения (лекций, семинаров) индуктивным эмпиризмом и был встречен огромным сопротивлением» [1, с. 43]. Но, несмотря на это, за первые три года метод утвердился не только в Гарварде. Его уникальность и эффективность оценили ещё в шести других юридических школах. Вместо традиционных лекций учащиеся рассматривали, обсуждали реальные, происшедшие в жизни юридические ситуации. К занятиям студенты готовились заранее, изучая папки с настоящими докумен4 тами. Этот опыт превзошёл все ожидания и вскоре был признан перспективным. А его внедрение началось в Гарвардском университете также в преподавании медицины и делового администрирования. В советской дидактике кейс был внедрен в учебный процесс С. Т. Шацким. Но в 30-е годы данный метод был запрещен. Вернулся кейс в российское образование в 90-е годы ХХ века и стал довольно популярным методом. Как обычно бывает, первоначальная идея обрастает новыми смыслами, появляются различные варианты и вариации, все больше отдаляющиеся от первоисточника. Иногда даже трудно понять, почему автор статьи пишет, что применяет кейс-стади: так далеки его «кейсы» от методики, разработанной в Гарварде. Например, в статье М. А. Шутяк предлагаются задания для иностранцев, изучающих русский язык, решение которых требуют одного правильного ответа, что противоречит идее альтернативности решения предложенной жизненной ситуации [6]. Надо сказать, что сами задания довольно интересные. Но причем здесь кейс? В статье М. В. Коноваловой, например, мы можем наблюдать противоречие в изложении теории кейс-обучения и представленных разработок. «Модель разрабатывается по определённым правилам конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни», – говорится в статье [3, с. 6]. На практике же предлагаются ситуации из литературных произведений, не имеющих никакого отношения к жизни.
© 2021, Коновалова Надежда Александровна 248