СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы предотвращения дисциплинарных проблем на уроке

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Занятость каждого ученика делом. Преподаватель понимает, что "владеть ситуацией" на уроке - значит вовлечь как можно больше учеников в работу и избегать концентрации внимания только на нескольких учениках. На уроке все имеют задания. Если кто-то решает пример на доске, остальные решают его в тетрадях. Преподаватель просит каждого написать ответ на вопрос, затем один ученик отвечает вслух, в то время как другие его проверяют. Если кто-то быстро выполняет задание, преподаватель держит наготове интересную дополнительную работу. В процессе занятия преподаватель должен умело распределять свое внимание, быть в курсе всего, что происходит в аудитории, уметь сосредотачиваться, следить за успехами каждого ученика. Необходимо предотвращать переход мелких неполадок в серьезные конфликты (памятка № 1). 2. Контроль темпа урока. Преподаватель должен понимать, что ритм жизни его и учеников различается. Помня об этом, педагог по возможности регулирует ритм жизни данной группы и ведет урок так, чтобы группа двигалась вперед с наименьшими остановками в нужном и гибком темпе. В так называемых "сильных" группах ученики особенно энергичны и шумливы. Работая с ними, педагог избегает ненужных и бесполезных остановок, иначе ученики теряют интерес к занятию и начинают сами развлекать себя. Хотя темп жизни у молодежи выше, чем у взрослых, но со временем люди приспосабливаются друг к другу. Обращаясь ко всей группе, преподаватель останавливается, делает паузу, изменяет тон. Скоро ученики по тембру голоса знают: разговаривает ли преподаватель с отдельным учеником или обращается ко всем сразу. Педагог не затягивает время при переходе к другому заданию, урок проходит "на одном дыхании" не дающем ни на секунду отвлечься от работы.

3. Установка необходимых правил и процедур. Установление основных правил и процедур, - безусловно, важнейшая часть работы. Иначе преподавателю придется терять много времени, отвечая на вопросы: "Как исправить двойку?", "Кому и когда сдавать работу?", "У меня не пишет ручка", "Как дальше решать пример?". Педагог должен понимать, что ученики в ситуации неопределенности теряются и, пытаются избавиться от чувства неадекватности ситуации, начинают самоутверждаться, что интерпретируется как нарушение дисциплины. Нежелательно тратить время на выяснение причин опоздания отдельных учеников на урок, других нарушений дисциплины, об этом можно вести разговор после звонка. Первоначально неправильно созданные установки в дальнейшем очень трудно поддаются изменению. С целью поддержания дисциплины преподаватель должен проявлять определенную требовательность, сочетающуюся с уважением к личности каждого ученика. Создание и закрепление педагогом правил и норм позволит ученикам помнить, что от них ожидают, без лишних указаний со стороны преподавателя. Необходимо добиваться, чтобы коллектив группы был нетерпим к нарушениям дисциплины, поскольку дисциплина на уроке - это основа для устойчивого внимания (памятка № 2).

4. Мотивирование учебы и организация группы. Преподаватель старается создать позитивное отношение к учению, повысить самоуважение учеников в их познавательной деятельности, стимулировать любознательность. Педагог постоянно должен думать о близости содержания занятия и интересов учеников, учить учеников сотрудничать, поддерживать хорошее поведение и опираться на сильные стороны каждого. Он не боится юмора, шуток, не говорит много и долго, отрабатывая четкую реакцию (на уровне рефлекса) на голос преподавателя, - если он говорит, это важная информация, надо слушать (памятка №3).\

5. Тщательно разработанная программа обучения с ясными критериями достижения результатов. Преподаватель имеет полный план работы над предметом, программу и способы оценки знаний на каждом этапе обучения. Он стремится осведомить обо всем учеников. Педагог объясняет ученикам все "правила игры", план действий на семестр, желаемый результат деятельности, сообщает о способах оценивания знаний, вариантах действий для достижения цели. Каждый ученик может видеть перспективу, фиксировать свой постепенный рост и продвижение от одного этапа к другому, что дает чувство удовлетворенности, развивает самоуважение и ощущение собственной компетентности.

6. Создание условий для повышения качества знаний. Преподавателю необходимо выбрать такие методы обучения, чтобы ученик мог достичь успеха, создать возможность повторного изучения материала. Для слабых учеников использовать конкретный материал, изучать каждый аспект отдельно, готовить специальные задания для отстающих. Практиковать работу в группах и парах смешанного состава, устраивать консультации (памятка №4).

ПАМЯТКА №1 Предотвращение конфликта и спасение ситуации

  1. Не начинать с категорических требований.
  2. Предоставлять выбор.
  3. Предлагать действия, в которых взрослый может оказаться желанным помощником.
  4. Искать поводы для взаимного соревнования.
  5. Превратить задание в игру с неожиданным концом.

ПАМЯТКА №2 Начни урок как песню

  1. Начинай урок со звонком.
  2. Радуйся встречи с группой.
  3. Организуй погружение в свой предмет.
  4. Используй доску как информационное табло.
  5. Четко ставь цели и определяй план урока, продумывай домашнее задание.
  6. Планируй всю серию уроков по теме, опираясь на особенности группы.
  7. Снимай трудности, предотвращай ошибки.
  8. Слушай внимательно ответы, не перебивай.
  9. Люби детей и себя.

ПАМЯТКА №3 Преподаватель - личность

  1. Преподаватель учит внешним видом, делом, словом.
  2. Требуешь от учеников - будь образцом во всем.
  3. Не кричи, а учи!
  4. Познай каждого ученика.
  5. Преподаватель учится всегда.
  6. Доводи любое дело до конца, делай его только хорошо.
  7. Дети - зеркало нравственной жизни взрослых.

ПАМЯТКА №4 Карта достоинств преподавателя - профессионала.

Для профессиональной подготовки и проведения урока:

  1. Старается знать многое о новых достижениях в науке, которую преподает, психологии и педагогике, а также в методике преподавания предмета.
  2. Серьезно и обстоятельно готовится к урокам.
  3. Очень точно и корректно формулирует учебные цели и задачи урока.
  4. Владеет умением превращать организационный момент на уроке в организационно-психологический момент, задающий добрую, человечную, деятельную тональность всему уроку.
  5. Умеет увлечь учеников на уроке, мотивируя их работу, настойчиво и без раздражения работает с каждым учеником, стараясь добиться настоящего эффекта.
  6. Умеет переключать виды деятельности на уроке и снимать усталость за счет специальных способов разрядки.
  7. Знает и использует методику дифференциального обучения.
  8. Создает творческую атмосферу на уроке; разработал и использует щадящую разумную систему неразрушающего контроля за знаниями и развитием учеников.
  9. Владеет умением задавать проблемные вопросы, активизирующие мыслительную деятельность.
  10. Постоянно работает с понятийной базой предмета.
  11. Умеет обеспечивать активизацию познавательной деятельности в процессе работы над новым материалом.
  12. Знает кого и как поощрять, в какой форме оценивать знания, умения и навыки.
  13. Умеет организовать групповую творческую деятельность учеников.
  14. Всегда внимательно и уважительно слушает и слышит учеников на уроке и справедливо выставляет отметки.
  15. Подбирает и выдает разно-уровневые, интересные оригинальные творческие домашние задания.

ПАМЯТКА №5 Что должен уметь компетентный педагог?

  1. Успешно решать свои жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность.
  2. Ориентироваться на рынке труда и понимать, какие умения потребуются ученикам, чтобы найти себе работу в современных условиях и успешно продвигаться по лестнице профессионального успеха.
  3. Видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников.
  4. Проявлять уважение к ученикам, к их суждениям и вопросам.
  5. Педагог должен понимать, что:
  6. Нужно быть готовым к постоянным переменам.
  7. Строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно.
  8. Главная задача - обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников, поэтому родители - самые верные союзники преподавателя.
  9. Любая человеческая деятельность красива и эффективна, и это представление передать ученикам.

ПАМЯТКА №6 Педагог должен остерегаться:

  1. По привычке считать себя самым главным и единственным источником знаний.
  2. Передавать ученикам свой жизненный опыт и воспитывать их исходя из того, как был воспитан сам.
  3. Придерживаться представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы правильного и неправильного решения различных проблем.
  4. Следовать мелочным правилам и инструкциям.

По материалам: Методическое пособие для преподавателей "Дисциплина на уроке // https://edushk.ru/psihologiya/5012/index.html

23.01.2022 10:27


Рекомендуем курсы ПК и ПП