СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Тема: «Нравственно-духовное образование через предмет «Самопознание»».
Цель преподавания дисципины «Самопознания» - становление человека совершенного характера, основанного на вечных нравственно-духовных ценностях, живущего в единстве мысли слова и дела.
Именно через образование мы хотим возрадить в нашем обществе духовно нравственые ценности, чтобы каждый человек мог реализовать заложенные в нем от рождения способности и тем самым принести пользу не только нашему государству, но и всем людям на Земле.
Во второй половине XX века человечество столкнулось с глобальными кризисами, которые затронули все стороны жизни общества и поставили под угрозу само существование человека. Результаты исследований показали, что глобальные проблемы современности – это не часто экономические, политические или научные проблемы, а прежде всего духовного нравственные проблемы. И их решение возможно лишь на пути внутреннего преображения человечества, переориентации людей с мирских ценностей на ценности духовно-нравственные. Успех возможен прежде всего путем изменения качеств человека, чего можно добиться путем воспитания «нового гуманизма», который включает:
Глобальные проблемы человечества не являются часто экономическими, политическими, научными, прежде всего, это проблемы духвно-нравственные.
Из послания презедента РК Н.А.Назарбаева народу Казахстана от 28.01. 2017г.
«Важно усилить воспитательный компонент в процессе обучения. Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушания. Эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от формы собственности.
Поручаю Правительству разработать типовой Комплексный план по обеспечению знаний молодежью этих ценностей во всех образовательных учреждений.
Нашей молодежи – это жизненно необходимо».
С.А. Назарбаева «На рубеже веков мы почему-то вдруг решили, что главная цель воспитания – научить ребенка нажимать кнопки компьютера и сносно болать по английски. И вот он уже готов – человек новой формации! А то, что дитя не умеет отличать добро от зла, понять и разделить боль ближнего, нас в общем-то, не волнует…
Мне хочется, чтобы дети с самых малых лет освоили исскуство быть здоровым и счастливым, чтобы учились и росли, обретая мудрость жизни и счастье в служении человечеству. Чтобы осознавали, кто они есть, для чего живут и к чему стремиться. Познать себя-должен каждый»
«Учителю принадлежит самая главная роль в формировании будущего страны. Из всех профессий профессия учителя – самая благородная, самая трудная и самая важная »
Ш. Амонашвили
«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель».
Л.Н. Толстой
2. Психолого-педагогические основы программы нравственно-духовного образования «Самопознание».
«Наша миссия – помочь ребенку поверить в себя».
Ш. Амонашвили
Психолого-педагогическую основу Программы составили исследования гуманистической психологии, которые рассматривали высшие уровни сознания (А.Маслоу, К.Г.Юнг, В.Франкл и др.)
Нравственно-духовное образование – это целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся через включение в содержание образования общечеловеческих ценностей, способствующих, раскрытию высшей нравственно-духовной природы учащегося, и имеющее целью становление человека совершенного характера, живущего в единстве мысли, слова, дела.
Человек должен постоянно духовно развиваться.
А для этого нужны знания,как знаниям проникнуть в человеческую душу,остаться там, дать ростки доброго, светлого, прекрасного?
Помочь пробудить внутренний дух ребенка, реформировать духовный мир учителя-сегодня возможно благодаря предмету “Самопознание”.
“Уважайте чистое,ясное,непорочное святое детство!”(Я.Корчак).
Иными словами,принимайте ребенка таким,каков он есть,помогайте ему совершенствовать его лучшие стороны!
З.Фрейд впервые структурировал сознание человека, выделив область бессознательного. Исследуя неврозы, он обнаружил вытеснение из области сознания эмоции и назвал эту область подсознанием. Чувства, эмоции, темперамент закрепляются и накапливаются в подсознании человека.
К.Г.Юнг расширил понимание бессознательного, выделив помимо низших, личностных уровней, высшие уровни сознания (сверхсознания). Также он показал, что переживание высших уровней имеет терапевтический эффект и более того облагораживает человека, пробуждая в нем творческую энергию.
Процесс обучения, мысли и понимание – все это происходит внутри сознания. Самое главное влияние на сознание происходит через пять органов чувств, два из которых – зрение и слух являются важнейшими путями получения информации и образуют важную часть процесса образования. Через пять органов чувств информация из внешнего мира попадает в подсознание, где приобретает психоэмоциональную окраску.
Как очистить наше сознание?
Сознание современных школьников загрязнено негативной информацией, идущей с экранов телевизоров, компьютеров, а иногда из уст сверстников. Мы не можем сразу убрать эту информацию. Но мы можем вносить свет вечных общечеловеческих ценностей в сознание детей. Когда мы вносим эти ценности в нашу жизнь, то негативные качества теряют свою силу и власть над нами и постепенно исчезают.
Способы, чтобы достичь спокойствия и преодолеть наши эмоции:
1.Практикуйте позитивный настрой каждый день.
2.Попробуйте излучать любовь ко всем людям на протяжении дня.
3.Перед тем как лечь спать, потратьте несколько минут на то, чтобы вспомнить что вы сделали за день, и примите решение достичь большего.
4.Контролируйте свой гнев.
Когда начинаете чувствовать злость, то:
-выпейте стакан холодной воды
-посмотрите в зеркало
Важнейшим условием нравственно-духовного образования в школе является интеграция нравственно-духовного образования и обучения на основе обогащения содержания образования вечными общечеловеческими ценностями и выявления нравственно-духовной составляющей учебного знания.
Важно создать в школах атмосферы, пронизанной высоким духом служения обществу, стране, человечеству, чести, справедливости.
В процессе преподавания предмета «Самопознание» мы не формируем личность под заказ общества, а лишь выявляем, раскрываем уже имеющийся нравственно-духовный патанцеал личности учащегося.
Учитель самопознания не предлагает готовые знания, он лишь направляет учащегося от изучения внешнего мира на открытие бесконечной красоты своего внутреннего мира.
3. Аксиологическая основа содержания НДО «Самопознания»
Аксиология (от греч. – ценность и учение) – философская дисциплина, исследующая категорию «ценность».
Под ценностями принято называть предметы, явления, свойства, имеющие положительную значимость для личности.
Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом, сделавшим его центральным пунктом своей философии и сформулировав его в виде вопроса о том, что есть благо.
Классификацию системы ценностей, предложенная Т.И.Петраковой, предполагает деление ценностей на три вида: природные; приобретенные; абсолютные
Природные ценности – это ценности естественных сил и способностей души, то есть ума, чувства, воли. Природные ценности являются ясностью ума, быстротой мысли, надежностью памяти, искренности чувства, стойкости воли.
Приобретенные ценности – это ценности, усвоенные человеком в процессе интеллектуального и нравственного развития, такие как: корректность, вежливость, уважение, симпатия к человеку, отзывчивость, благодарность, великодушие, терпение и др. (меняются в течении жизни)
Абсолютные ценности – это ценности, не изменяющиеся во времени и значимые не для какого-то ограниченного круга людей (социальные группы, классы, партии или государства), а нечто имеющее значение для всего человечества (вечные)
Для достижения внутренней гормонии человека в мыслях, словах и действиях, человек должен следовать абсолютным общечеловеческим ценностям, которым соответствуют следующие уровни структуры человеческой личности:
Ненасилие – Духовный уровень;
Истина – Интелектуальный уровень;
Любовь – Ментальный уровень;
Покой – Эмоциональный уровень;
Праведное поведение – Физический уровень.
Интеграция – это объединение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.
Интеграция – это слияние в единое целое нравственно-духовного и интеллектуального развития.
Внешняя и внутренняя интеграция самопознания и других дисциплин. Интеграция НДО «Самопознание» в предметы – это, прежде всего, оживление школьных знаний, синтез всех предметов на основедуховных ценностей и видение единства в многообразии, т.е. должны составить единое целое со всем, чему мы учим.
Интеграция внешеняя – это применение методических приемов самопознания на любом уроке.
Интеграция внутренняя – это интеграция, основанная на целостном понимании человека и мира, как обладающих не только биологической и социальной природы, но и высшей духовной природы.
Существуют три пути интеграции:
«. пустоцветным будет урок, на котором царят факты, решение задач и различные требования, но не заходят в гости добрые эмоции и возвышенные чувства. Трагедия, когда на уроках естествознания нет места «главному естеству» - человеку.
Но если учитель, подобно художнику, творчески соединит ум с сердцем, то даже физика может стать «живой наукой самопознания…»
Ирена Стульпинене
Примеры интеграции.
«Нас вдохновляет вера, что под крылом милосердия этот мир станет еще лучше и добрее» Сара Алпысовна
© 2017, Голяк Светлана Сергеевна 3055