© 2017 708
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Всем хорошо известна эта фамилия, как и сам человек, её носящий.
Корней Иванович Чуковский – один из самых любимых ребятами писателей, автор «Мойдодыра», «Мухи-Цокотухи», «Айболита» и многих других стихотворений для детей. Кроме того, он был известным переводчиком, литературоведом и отчасти лингвистом. Не забыты и до сих пор постоянно перечитываются его исследования о Чехове и Некрасове, книги «От двух до пяти», «Живой как жизнь», «Искусство перевода» и др.
Но знаете ли вы, что его фамилия – не настоящая фамилия, да и имя и отчество тоже? Все его трёхчленное прозвание является псевдонимным и придумано им самим. И образовал Корней Иванович Чуковский себе такие привычные для нас имя, отчество и фамилию весьма оригинально из одной своей настоящей фамилии.
Доставшаяся от отца фамилия Корнейчук в своей корневой части послужила для образования из неё имени Корней, а в своей суффиксальной – фамилии Чуковский. Для последнего писатель к суффиксу -чук (ср. Федорчук, Бондарчук, Ковалъчук и т.п.) присоединил ещё два -ов- и -ск(ий) по аналогии с фамилиями типа Корнеевский, Петровский и пр. Так что фамилия Чуковский этимологически целиком состоит (исключая окончание) из суффиксов. Что касается отчества, то К. И Чуковский образовал Иванович на основе неслогового и (й), находящегося в фамилии Корнейчук на стыке имени Корней и суффикса -чук; в качестве инициального и оно дало Иванович. Писатели нередко вместо своей фамилии носили псевдонимы.
Так, писатель Александр Серафимович Попов, автор когда-то известного романа «Железный поток», свою новую фамилию Серафимóвич образовал из отчества, «перетянув» в нём ударение на -ович (ср. Григорович, Кондратович, Мазуркевич, Жданович и др.).
Источник: // Русский язык в школе и дома. 2004. – № 2. – С. 18.
© 2017 708