СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Положение об индивидуальном проекте
Общие положения
Положение об индивидуальном учебном проекте обучающихся, осваивающих программы среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования, в ОБПОУ «Рыльский социально -педагогический колледж»
(далее – Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29.12.2012, федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальностям, Приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», Приказом Министерства образования и науки РФ № 464 от 14.06.2013 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования», рекомендациями Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО № 06-259 от17.03.2015.
Положение является нормативным документом, обязательным для преподавателей общеобразовательного учебного цикла дисциплин и студентов ОБПОУ «Рыльский социально – педагогический колледж», осваивающих программы среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования.
Настоящее Положение определяет порядок организации, выполнения и защиты индивидуального учебного проекта, который выполняют студенты первого курса, осваивающие программы среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования, в рамках одной или нескольких изучаемых общеобразовательных учебных дисциплин в процессе освоения программы подготовки специалистов среднего звена.
Индивидуальный учебный проект – совместная учебно-познавательная, творческая деятельность обучающегося и руководителя проекта, имеющая конкретную цель, согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Индивидуальный учебный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством преподавателя по определенной обучающимся теме в рамках одной или нескольких изучаемых учебных дисциплин в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно- творческой и т.п.). Индивидуальный проект имеет практическую направленность проводимых исследований. Индивидуальный учебный проект реализуется в процессе проектной деятельности.
Проектная деятельность обучающихся – это мотивированная самостоятельная деятельность, ориентированная на решение определенной практически или теоретически значимой проблемы, оформленная в виде конечного продукта. Этот продукт (результат проектной деятельности) можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. При этом происходит самостоятельное освоение обучающимся объединения комплексных научно-практических знаний и ключевых компетенций и создается собственный интеллектуальный проект, предназначенный для активного применения в научно-познавательной практике, в учебном процессе и в профессиональной деятельности. Проектная деятельность должна быть направлена на получение конкретного позитивного результата – продукта, который можно реально предъявить.
Проектная деятельность обучающихся является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным и профессиональным проблемам.
Проектная деятельность для преподавателей является одной из форм организации аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности обучающихся, развития их компетентности, повышения качества образования.
Проектная деятельность является составной (обязательной) частью учебной деятельности обучающихся первого курса, осваивающих программы среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования.
Индивидуальный учебный проект выполняется в течение первого года обучения по одной или нескольким (смежным) учебным дисциплинам и должен быть представлен в виде завершенного разработанного проекта (продукта) практико- ориентированного, исследовательского, информационного, творческого характера. Проект должен носить прикладной характер, а результат должен быть представлен в виде реального продукта (продуктов) (приложение 1). Обучающиеся по своему желанию могут выполнять в установленные сроки более одного индивидуального учебного проекта.
Учебное исследование в рамках индивидуального проекта должно быть посильным и должно соответствовать возрасту, способностям и возможностям обучающихся. Обучающиеся должны быть подготовлены к выполнению индивидуального проекта как в части ориентации при выборе темы проекта или учебного исследования, так и в части конкретных приемов, технологий и методов, необходимых для успешной реализации выбранного вида проекта.
Педагогическое сопровождение проекта осуществляется преподавателем, курирующим проект, и должно обеспечивать как выбор темы и содержания проекта, так и организацию исследовательской работы и оформления проекта.
Цель и задачи индивидуальной проектной деятельности обучающихся
Целью выполнения и защиты индивидуального учебного проекта является овладение студентами навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, формирование умения выполнять индивидуально под руководством преподавателя учебное исследование и оформлять его в виде учебного проекта.
Индивидуальная проектная деятельность обучающихся направлена на решение следующих задач:
формирование готовности и способности обучающихся к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
формирование навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления, навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, проектной и других видах деятельности;
формирование навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач с использованием знаний одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
формирование способности обучающихся к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
формирование способности постановки цели и задач исследования, планирования работы, отбора и систематизации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов;
формирование готовности и способности к самостоятельной информационно- познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать информацию, получаемую из различных источников;
формирование готовности использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении поставленных задач;
развитие у студентов умения ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, в том числе и на иностранном языке.
Организация выполнения и защиты индивидуального учебного проекта
Примерная тематика индивидуальных учебных проектов разрабатывается преподавателями и закрепляется в рабочих программах по каждой учебной дисциплине. Обучающиеся формулируют тему индивидуального учебного проекта совместно с преподавателем, курирующим индивидуальный учебный проект, на основе ознакомления с содержанием соответствующей рабочей учебной программы по дисциплине, исходя из собственных интересов и специфики получаемой специальности. Проект должен быть индивидуальным.
С тематикой проектов обучающиеся определяются в течение ноября-декабря текущего учебного года. После выбора обучающимися тем проектов распоряжением заместителя директора колледжа по учебной работе назначаются руководители проектов из числа преподавателей, ведущих учебную дисциплину, по которой выбрана тема проекта. Тема и руководитель проекта закрепляются за обучающимся распоряжением заместителем директора колледжа по учебной работе не позднее декабря текущего учебного года.
Для организации выполнения обучающимся индивидуального учебного проекта устанавливаются следующие этапы: подготовительный этап (январь-февраль текущего учебного года), работа по реализации индивидуального учебного проекта (планирование и осуществление деятельности по реализации проекта) (февраль-апрель), оформление результатов индивидуального учебного проекта (апрель), защита индивидуального учебного проекта, оценка результатов проектной деятельности(май).
На подготовительном этапе выполнения индивидуального учебного проекта осуществляется погружение в тему проекта и планирование деятельности по реализации проекта. Обучающийся совместно с преподавателем продумывает тему, содержание и ресурсы предстоящей проектной деятельности, определяет продукт проекта. Результатом совместной деятельности преподавателя и обучающегося на данном этапе является паспорт проекта, который заполняется обучающимся (приложение 3). Планирование деятельности по реализации проекта направлено на пооперационную разработку проекта с указанием перечня конкретных результатов, сроков выполнения. В ходе этой работы необходимо определить источники информации, способы сбора и анализа информации, тип продукта и возможные формы презентации результатов проекта, обозначить критерии оценки результатов и процесса реализации проекта. Обучающийся совместно с преподавателем, курирующим проект, разрабатывает план работы над индивидуальным учебным проектом (приложение4).
Работа по реализации индивидуального проекта направлена на осуществление деятельности по решению проблемы. На этом этапе осуществляется разработка проекта. Преподаватели организуют внеаудиторную самостоятельную работу обучающихся в соответствии с планом работы над индивидуальным учебным проектом, промежуточные обсуждения полученных данных. Обучающиеся представляют преподавателю промежуточные материалы в соответствии с планом проекта.
Оформление результатов индивидуального проекта направлено на структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков. На этом этапе обучающиеся оформляют проект, изготавливают продукт, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач, проводят анализ достижений поставленной цели, делают выводы. Преподаватель помогает обучающимся подготовить текст защитного слова, компьютерную презентацию к защите.
Оформление проекта предусматривает наличие следующих структурных элементов: титульного листа, паспорта проекта, содержания, введения, основной части (разделы и подразделы, если есть), заключения, списка использованных источников и литературы, приложения (приложение 5). Оформление проекта должно соответствовать требованиям к оформлению структурных элементов индивидуального учебного проекта (приложение 6) и требованиям к оформлению компьютерной презентации (приложение7).
Защита индивидуального учебного проекта направлена на представление продукта проекта и результатов проектной деятельности. В ходе защиты обучающийся должен продемонстрировать понимание проблемы, цели и задач реализации проектной деятельности, умение планировать и осуществлять проектную деятельность индивидуально, умение презентовать найденный способ решения проблемы, умение осуществлять рефлексию деятельности и результата. Защита индивидуальных учебных проектов осуществляется в ходе аудиторных занятий по учебным дисциплинам за счет часов практических занятий, на которые в рабочем учебном плане, рабочей учебной программе и календарно- тематическом планировании на второй семестр отводится 2 аудиторных часа по каждой учебной дисциплине, в рамках которой осуществляется работа над выполнением индивидуального учебного проекта.
Процедуру защиты преподаватель учебной дисциплины определяет самостоятельно при планировании практического занятия. На защиту обучающийся обязан предоставить все материалы индивидуального проекта в электронном и натуральном выражении.
Оценка индивидуального проекта осуществляется на защите в ходе практического занятия по следующим критериям:
соответствие содержания проекта теме;
корректность формулировки цели, задачи исследования;
оформление проекта в соответствии с требованиями;
полнота раскрытия темы в ходе защиты проекта;
культура речи в ходе презентации проекта;
соответствие продукта проекта теме, его оригинальность;
заинтересованность автора в реализации и презентации проекта.
Оценка за индивидуальный проект заносится в итоговую оценочную ведомость учета результатов работы над индивидуальным учебным проектом (приложение 9). Преподаватель – руководитель проекта выставляет эту оценку в учебный журнал. Обучающиеся, не участвующие в защите индивидуального учебного проекта, выступают на практическом занятии в качестве экспертов, задают вопросы и высказывают замечания на основе установленных критериев оценивания индивидуального учебного проекта, рекомендуют лучшие проекты для участия в «Дне науки».
В случае неявки на защиту индивидуального проекта обучающемуся предоставляется право на защиту индивидуального учебного проекта в сроки, установленные колледжем (по согласованию с обучающимся и руководителем проекта).
Оценка, полученная обучающимся в ходе защиты индивидуального учебного проекта, может иметь важное значение при выставлении итоговой оценки по дисциплине (за исключением дисциплин, формой промежуточной аттестации по которым является экзамен).
По согласованию с заместителем директора по учебной работе на практическом занятии по защите индивидуальных учебных проектов могут присутствовать другие преподаватели, представители администрации, руководитель группы, обучающиеся других групп.
Права и обязанности обучающихся и руководителей индивидуального учебного проекта
Обучающиеся должны быть обеспечены доступом к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей). Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к информационным системам, современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
Преподаватель учебной дисциплины – руководитель индивидуального проекта обязан: закрепить в рабочих программах по каждой учебной дисциплине примерную тематику индивидуальных проектов, совместно с обучающимся определить тему индивидуального проекта, его тип (приложение10);
в рабочей программе учебной дисциплины и календарно-тематическом планировании по учебной дисциплине за счет аудиторных часов выделить практическое занятие по подготовке обучающихся к выполнению индивидуального проекта (2 часа) и практическое занятие по защите индивидуальных учебных проектов (2 часа) в соответствии с рабочим учебным планом;
осуществить подготовку обучающихся к выполнению индивидуального учебного проекта (по своему направлению) за счет аудиторных часов по своему учебному предмету в соответствии с календарно-тематическим планированием;
контролировать сроки реализации этапов индивидуального учебного проекта;
мотивировать и оценивать результаты деятельности обучающихся на каждом этапе реализации проекта, результаты промежуточной оценки заносить в паспорт проекта;
консультировать обучающихся по вопросам оформления результатов индивидуального учебного проекта;
подготовить обучающегося к защите индивидуального учебного проекта;
при планировании практического занятия по защите проекта определить процедуру защиты, заблаговременно довести данную информацию до сведения обучающихся;
выставить итоговую отметку за индивидуальный учебный проект в итоговую оценочную ведомость учета результатов работы над индивидуальным учебным проектом и в журнал учебных занятий группы;
рекомендовать индивидуальные учебные проекты обучающихся для представления в «Дне науки»;
ставить в известность членов администрации в случае систематического несоблюдения обучающимся сроков реализации плана индивидуального образовательного проекта.
Преподаватель учебной дисциплины - руководитель индивидуального учебного проекта имеет право:
требовать от обучающего своевременного и качественного выполнения работы;
использовать в своей работе имеющиеся в колледже информационные и материальные ресурсы;
обращаться к преподавателям информатики, заведующему библиотекой и начальнику лаборатории новых информационных технологий по вопросам консультационной помощи, связанной с процедурой работы над индивидуальным учебным проектом.
Обучающийся обязан:
познакомиться с содержанием настоящего положения;
выбрать тему индивидуального учебного проекта;
соблюдать сроки реализации этапов индивидуального учебного проекта;
самостоятельно осуществлять деятельность по выполнению проекта;
оценивать результаты собственной деятельности на каждом этапе реализации проекта, результаты промежуточной самооценки заносить в паспорт проекта;
изучить требования к оформлению результатов индивидуального учебного проекта;
оформить результаты реализации индивидуального учебного проекта в соответствии с требованиями;
подготовиться к защите индивидуального учебного проекта;
ответственно относиться к требованиям и рекомендациям руководителя индивидуального учебного проекта.
Обучающийся имеет право:
на подготовку к выполнению индивидуального проекта в ходе аудиторных занятий, которые определены рабочим учебным планом, рабочей учебной программой и календарно-тематическим планированием по учебным дисциплинам;
на консультацию и информационную поддержку руководителя проекта, преподавателя информатики, заведующего библиотекой и начальника лаборатории новых информационных технологий, администрации колледжа на любом этапе выполнения индивидуального образовательного проекта;
использовать в своей работе имеющиеся в колледже информационные и материальные ресурсы;
предложить свою кандидатуру на участие в «Дне науки» в случае, если это не было сделано в ходе защиты проекта.
© 2022, Абраменко Надежда Ивановна 188