© 2015, Боровикова Галина Александровна 1178
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Динамично развивающаяся система специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья находится сегодня в процессе решения ряда непростых проблем, среди которых наиболее актуальной является интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в коллективе здоровых сверстников.
Интегрированное (инклюзивное) обучение является закономерным этапом развития системы специального образования. Основной целью его является создание в образовательном учреждении оптимальных психолого-педагогических условий для усвоения детьми с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательных, специальных программ в соответствии с государственными образовательными стандартами, максимальное сглаживание нарушенных процессов и функций, недостатков эмоционального и личностного развития, формирование у всех участников образовательного процесса адекватного отношения к проблемам лиц с ограниченными возможностями здоровья и их успешная социализация.
На закрепленной за МБОУ «Средняя общеобразовательная школа поселка Мариец» территории зарегистрированы и проживают 8 детей с ОВЗ в возрасте от 6 до 18 лет. Родители детей с ОВЗ школьного возраста изъявили желание обучать их по месту жительства. В 2015-2016 учебном году в состав контингента учащихся с ОВЗ в начальном звене вошли 2 учащихся, которым было рекомендовано обучение по специальным (коррекционным) общеобразовательным программам VII и VIII вида.
Социальный состав семей детей с ОВЗ неоднородный, имеются категории: малообеспеченные, семья с одним родителем.
Интегрированное обучение детей с ОВЗ организовано двумя путями:
- посредством открытия специального класса для детей, обучающихся по программе 8 вида в общеобразовательном учреждении.
Нами разработана адаптированная образовательная программа, основной целью которой является создание в школе гуманной лечебно – педагогической среды с целью социально – персональной реабилитации детей с ОВЗ, в том числе и умственно отсталых учащихся и последующей их интеграции в современном социально – экономическом и культурно – нравственном пространстве.
Основной задачей педагогического коллектива школы является обеспечение ребенка всем комплексом образовательных услуг: формирование эффективной практико-ориентированной системы специального (коррекционного) образования в школе. Для них в образовательном учреждении оборудован специальный кабинет, периодически пополняется методическая копилка, в течение 2 лет педагог-психолог обучалась при институте образования и получила право на ведение профессиональной деятельности в сфере «Олигофренопедагогика». В сентябре 2015 года прошло дистанционное обучение учителей начального звена по вопросам обучения детей с ОВЗ. Целью такой подготовки является овладение педагогами общеобразовательной школы основными методами воспитания и обучения детей с физическими и умственными недостатками. Учителя должны быть специально подготовлены к оказанию коррекционной помощи в условиях интегрированного обучения.
В индивидуальном обучении детей с ОВЗ используются программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида под ред.: В.В. Воронковой, И.М. Бгажноковой,А.М. Щербаковой, А.Р. Маллера. Программы максимально адаптированы к условиям школы и возможностям учащихся. Они учитывают особенности познавательной деятельности с задержкой психического развития и умственно отсталых детей. Программы направлены на разностороннее развитие личности учащихся, способствуют их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание.
- путем совместного обучения детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений, в одном классе общеобразовательного учреждения
Учителя, работающие с детьми с особыми образовательными потребностями, проводят систематическое углубленное изучение обучающихся с целью выявления их индивидуальных особенностей и определения направлений развивающей работы, фиксируют динамику развития обучающихся, ведут учет освоения ими общеобразовательных программ, совместно с педагогом-психологом заполняют на них карты сопровождения. Следует отметить, что педагоги начального звена испытывают трудности в работе с различными категориями детей с ОВЗ, но прилагают все усилия для решения имеющихся проблем. В этом им помогает школьный ПМПк, действующий в общеобразовательном учреждении с 2008 года.
Поддерживаем тесную связь с родителями детей с ОВЗ. Большинство из них оказывают нам всяческую поддержку и помощь. Систематически приходят к нам на консультации разного рода, звонят, интересуются достижениями своих детей. Мы предоставляем родителям учащихся с ОВЗ в индивидуальном порядке данные о результатах диагностики, планах работы, динамике развития их детей с конкретными рекомендациями. Обращаем внимание родителей на правильную организацию выполнения домашних заданий.
Но есть и отдельные родители, с кем сложно найти общий язык, кто не всегда уделяет внимание обучению ребенка, не прислушиваются к советам педагогов, не выполняют рекомендации врача-педиатра. Это существенно затрудняет адаптацию, как детей с нормой, так и с нарушениями в развитии, возникают дополнительные, нередко непреодолимые трудности индивидуального подхода педагогов к учащимся в процессе их обучения, воспитания, развития, не позволяющие в полной мере, кардинально реализовать принцип дифференцированного, по–настоящему индивидуального подхода к каждому ребенку.
Таким образом, выше перечисленные проблемы ставят перед общеобразовательной школой ряд задач, решение которых будет способствовать успешному развитию интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья и способствовать их социальной адаптации. Уже сейчас общеобразовательная школа должна решать следующие задачи:
- обеспечить образовательный процесс профессионально подготовленными педагогами общего образования и специалистами сопровождения, способными реализовывать интегрированный подход;
- создать «безбарьерную» образовательную и социальную среду интегрированного (инклюзивного) образования;
- создать и реализовать комплексную модель деятельности специалистов различного профиля, обеспечивающих процесс сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в условиях интегрированного (инклюзивного) образования ( школа нуждается в логопеде, желательно, чтобы педагог-психолог и социальный педагог работали на полную ставку);
- разработать научно-программно-методическое обеспечение интегрированного (инклюзивного) образования (учебные планы, учебные программы (их варианты), при необходимости, - обеспечить специальными учебниками, рабочими тетрадями, учебными пособиями для самого ученика, методическими пособиями педагогов);
- обеспечить межведомственное взаимодействие и социальное партнерство между организациями, обеспечивающими психолого-педагогическую и социальную поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья.
Список источников:
1.Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994. — 416 с.
2. Буковцева Н.И. Актуальные проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного (инклюзивного) образования. (электронный ресурс) Режим доступа:
© 2015, Боровикова Галина Александровна 1178