СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В осеннем пейзаже «Золотая осень» отразился яркий талант В. Д. Поленова как проникновенного лирика, способного передать неброскую красоту русской природы. Как у музыканта важен абсолютный слух, так у живописца «абсолютное зрение», чувство цвета и света.
Василий Дмитриевич Поленов (1844 – 1927) был выдающимся живописцем и многогранной личностью. В его богатом художественном наследии без малого 250 произведений разных жанров. Большинству современных любителей искусства он известен как мастер лирического и городского пейзажа, создавший знаменитые картины «Заросший пруд», «Московский дворик», «Золотая осень», «Бабушкин сад», «Сумерки».
История создания
В 1890 году Поленов приобрел усадьбу в селе Бехово Заокского уезда тогдашней Тульской губернии, которой сам дал название «Борок». Через три года, в 1893 году, он написал здесь картину, изобразив вид на Оку в сентябрьский день.
Вслед за Поленовым, написавшим свою «Золотую осень» в 1893 году, картину с таким же названием в 1895 году создал Исаак Левитан, отразив пейзаж одной из усадеб Тверского края. Композиционно она повторяет поленовский пейзаж: два берега реки, березовая роща – на одном, поле и строения – на другом.
Сюжет картины
На картине изображен осенний пейзаж. Он вобрал в себя краски начального, сентябрьского периода русской осени средней полосы России. В ясный солнечный день художник вышел на берег Оки и заключил в раму своего полотна обширную местность, включающую холмы, перелески; тропинку, идущую по верху прибрежного склона; плавные воды неширокой реки; поля и заливные луга; небо, покрытое легкими облаками, редкие строения вдали
.Композиционной особенностью картины является панорамное изображение пейзажа. Уходящий вправо, влево, вниз и вдаль до линии горизонта вид открывается художнику с верхней точки. Она господствует над местностью. Очевидно, это вершина холма. Отсюда автор увидел захватывающее зрелище, которое перенес на полотно.
Изображенная неширокая речка течет между извилистыми берегами. Правый – холмистый, покрытый кустарниками и лесными зарослями; левый – низменный, с песчаной отмелью, зеленеющими полями и лугами.
Художник выбрал место излучины. Река здесь делает плавный, но глубокий поворот и несет свои спокойные, неспешные воды влево, теряясь тонкой линией вдали. Гладь реки отражает облачное небо и прибрежную растительность, повторяя их краски.
Деревья и кустарники тянутся вдоль правого берега. На переднем плане небольшая рощица, уходящая по склону вниз. Большая часть деревьев – тонкоствольные березки. Их листва уже пожелтела и сообщает картине мягкое золотистое свечение.
За березовой рощей, в левой половине картины, приковывает взгляд могучая ветвистая темно-зеленая крона большого дерева. Она заслоняет вид на противоположный берег и контрастирует с общим осенним настроением. Листвы этого великана еще не коснулось дыхание осени. Оно единственное на полотне напоминает о лете и не желает подчиниться общему ходу времени
Данная работа Поленова может быть отнесена к чисто пейзажному жанру. Присутствие в ней человека обозначено лишь далеко стоящим и кажущимся крохотным церковным храмом и колокольней рядом с ним. Их белые стены смотрятся издали нарядно и празднично.
Там же темнеет низкое темное деревянное строение старой сельской церкви. Сама деревня угадывается справа, оставаясь за рамками полотна.
После смерти художника в советские времена в имении «Борок» был создан мемориальный художественный музей, получивший название «Поленово». В нем собрано много полотен художника. Картина «Золотая осень» экспонируется в нем в комнате, которая называется «Пейзажная».
© 2022, Смирнова Светлана Владимировна 118