СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Основные положения Концепции Всероссийского конкурса сочинений
I. Цели и задачи проведения Всероссийского конкурса сочинений
Цели проведения Всероссийского конкурса сочинений:
·? возрождение традиций написания сочинения как самостоятельной творческой работы, в которой отражаются личностные, предметные и метапредметные компетенции учащегося на разных этапах обучения и воспитания личности;
·? обобщение, систематизация и распространение накопленного отечественной методикой эффективного опыта по обучению написанию сочинений и развития связной письменной речи учащихся в целом.
Задачи проведения Всероссийского конкурса сочинений:
·? создать условия для самореализации учащихся, повышения их социальной и творческой активности;
·? укрепить положительное отношение подрастающего поколения к русскому языку и литературе как важнейшим духовным ценностям;
·? актуализировать идею грамотного владения русским языком и знание художественной литературы;
·? предоставить учащимся возможности продемонстрировать приобретенные коммуникативную, речеведческую, литературоведческую компетенции при создании текста;
·? развить интерес и стимулировать учащихся к текстотворчеству с целью получения нового личностного опыта;
·? актуализировать умения учащихся в области применения языка в ситуации создания текста;
·? выявить литературно одаренных учащихся, способных творчески осмысливать и преобразовывать литературный и языковой материал в соответствии с темой и жанром собственного текста;
·? привлечь внимание общественности к социально значимым проектам в области образования; к пониманию значимости функционально грамотного и творческого владения русским языком;
·? продемонстрировать заинтересованной общественности направления работы, ресурсы и достижения системы образования в области развития письменной речи учащихся, в том числе обучения учащихся написанию сочинений;
·? получить внешнюю оценку образовательного результата, закрепить в общественном сознании мысль о том, что система образования интегрирована в процесс решения общегосударственных гуманитарных проблем.
·? способствовать распространению эффективных педагогических методик и практик в области развития письменной речи учащихся, в том числе обучения учащихся написанию сочинений;
·? привлечь внимание педагогических работников к проблемам развития связной письменной речи учащихся и обучения написанию сочинения как метапредметного результата образования;
·? обеспечить дополнительные условия для профессиональной самореализации и самооценки учителя, совершенствования его профессиональных компетенций в области развития письменной речи учащихся, в том числе обучения учащихся написанию сочинений.
II. Этапы проведения Всероссийского конкурса сочинений
Всероссийский конкурс сочинений проводится не позднее 1 ноября 2015 г. (общее число участников – не менее 300 человек из не менее 50 субъектов Российской Федерации) в 4 этапа:
1 этап – школьный, очный.
2 этап – муниципальный, заочный.
3 этап – региональный, заочный. 4 этап – федеральный, заочный.
Определение победителей и призеров Конкурса на федеральном уровне – до 30 октября 2015 г.
Конкретные сроки и регламент проведения Конкурса будут объявлены Приказом Министерства образования и науки РФ в августе 2015 г.
III. Правила участия во Всероссийском конкурсе сочинений
Участие в Конкурсе принимают учащиеся 4-11 классов государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных организаций Российской Федерации на добровольной основе.
Конкурс должен способствовать созданию ситуации успеха для значительного числа учащихся разных возрастов и различных физических возможностей. В связи с этим необходимо уйти от сложившегося мнения, что только избранные, обладающие особыми литературными способностями школьники, должны принимать участие в подобных конкурсах.
Выделяются следующие группы участников Конкурса:
·? учащиеся 4 – 5 классов;
·? учащиеся 6 – 7 классов;
·? учащиеся 8 – 9 классов;
·? учащиеся 10 – 11 классов.
Такое деление обосновано возрастными особенностями развития у учащихся текстовой компетенции, а также особенностями содержания и построения курсов русского языка и литературы в рамках общего образования.
IV. Тематические направления Конкурса
1. Поскольку 2015 год объявлен в России Годом литературы, тематика Конкурса посвящена российским поэтам и писателям, чьи юбилейные даты отмечаются в 2015 году, а также юбилеям литературных произведений. Писатели-юбиляры 2015 г. (примерный список):
·? 270 лет со дня рождения Д.И. Фонвизина
·? 220 лет со дня рождения А.С. Грибоедова
·? 215 лет со дня рождения Е.А. Боратынского
·? 200 лет со дня рождения П.П. Ершова
·? 195 лет со дня рождения А.А. Фета
·? 180 лет со дня рождения Н.Г. Помяловского
·? 160 лет со дня рождения В.М. Гаршина
·? 155 лет со дня рождения А.П. Чехова
·? 150 лет со дня рождения Д.С. Мережковского
·? 145 лет со дня рождения А.И. Куприна и И.А. Бунина
·? 135 лет со дня рождения А. Белого, А.А. Блока, А.С. Грина, С. Черного
·? 130 лет со дня рождения В. Хлебникова
·? 125 лет со дня рождения Б.Л. Пастернака
·? 120 лет со дня рождения С.А. Есенина
·? 110 лет со дня рождения М.А. Шолохова
·? 105 лет со дня рождения А.Т. Твардовского, Ю.П. Германа, О.Ф. Бергольц
·? 100 лет со дня рождения К.М. Симонова, В.М. Тушновой
·? 95 лет со дня рождения Ф.А. Абрамова, Ю.М. Нагибина, Д.С. Самойлова
·? 90 лет со дня рождения Ю.В. Трифонова, Е.И. Носова
·? 85 лет со дня рождения Ю.С. Рытхэу
·? 75 лет со дня рождения И.А. Бродского
Литературные произведения-юбиляры 2015 года (примерный список):
·? 250 лет первой публикации книги «Басни» И.А. Крылова
·? 225 лет книге А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»
·? 215 лет со времени первого издания древнерусского эпоса «Слово о полку Игореве»
·? 195 лет поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»
·? 190 лет драме А.С. Пушкина «Борис Годунов»
·? 185 лет драматическому циклу А.С. Пушкина «Маленькие трагедии» и сборнику «Повести Белкина»
·? 180 лет книге Н.В. Гоголя «Миргород», драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад» и роману И.И. Лажечникова «Ледяной дом»
·? 175 лет роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
·? 170 лет роману Ф.М. Достоевского «Бедные люди» и комедии А.Н. Островского «Лес»
·? 160 лет книге Л.Н. Толстого «Севастопольские рассказы»
·? 155 лет роману И.С. Тургенева «Накануне»
·? 150 лет повести Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»
·? 145 лет трагедии А.К. Толстого «Царь Борис» и сатирическому роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»
·? 140 лет роману Ф.М. Достоевского «Подросток» и комедии А.Н. Островского «Волки и овцы»
·? 135 лет роману Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» и роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы»
·? 120 лет поэтическому сборнику «В безбрежности» К.Д. Бальмонта, рассказам М. Горького «Старуха Изергиль» и «Челкаш»
·? 115 лет поэтическим сборникам «Горящие здания» К.Д. Бальмонта, «Tertia Vigilia» («Третья стража») В.Я. Брюсова и рассказу И.А. Бунина «Антоновские яблоки»
·? 110 лет повести А.И. Куприна «Поединок»
·? 105 лет сборнику стихотворений М.И. Цветаевой «Вечерний альбом»
·? 100 лет сборнику И. Северянина «Ананасы в шампанском», поэме А.А. Блока «Соловьиный сад», поэме В.В. Маяковского «Облако в штанах»
·? 85 лет поэме В.В. Маяковского «Во весь голос»
·? 95 лет поэме С.А. Есенина «Сорокоуст»
·? 90 лет поэме С.А. Есенина «Анна Снегина», роману Ю.Н. Тынянова «Кюхля», сказке К. Чуковского «Бармалей», поэме В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»
·? 85 лет роману А.П. Платонова «Котлован», книге Б.С. Житкова «Рассказы о животных»
·? 75 лет роману М.А. Шолохова «Тихий Дон», повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда»
·? 70 лет поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин», роману А.Н. Толстого «Петр I», книге М.М. Пришвина «Кладовая солнца»
·? 60 лет поэтическим сборникам Р.И. Рождественского «Флаги весны» и Н.А Заболоцкого «Некрасивая девочка», повести В.Ф. Пановой «Серёжа», поэме «Дядя Стёпа – милиционер» С.В. Михалкова
·? 50 лет роману А. и Б. Стругацких «Понедельник начинается в субботу», поэтическому сборнику Р.И. Рождественского «Радиус действия», роману Н.Н. Носова «Незнайка на Луне»
·? 45 лет поэтическому сборнику Б.А. Ахмадулиной «Уроки музыки», повести В.Быкова «Сотников»
·? 40 лет роману А.И. Солженицына «Бодался теленок с дубом», повести Ю.И. Коваля «Недопёсок», повести А.Г. Алексина «Третий в пятом ряду»
·? 25 лет поэтическому сборнику А.А. Вознесенского «Аксиома самоиска»
·? 15 лет со времени начала публикации цикла Б.Акунина «Приключения Эраста Фандорина»
2. В 2015 году в России будет отмечаться 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, поэтому эта тема также включается в тематику конкурсных работ. Сочинения в рамках этого тематического направления могут быть посвящены книгам о войне, творчеству писателей и поэтов-фронтовиков, военным событиям в истории региона, города или населенного пункта, мемориалу ВОВ, установленному на родине участника Конкурса, страницам войны в истории одной семьи, рассказу о конкретном человеке – участнике боевых действий или работнике тыла, рассказу о военном детстве членов семьи и т.д.
3. Еще одним тематическим направлением Конкурса является история российского предпринимательства и его связь с историей культуры России. Сочинения в рамках этого тематического направления могут быть посвящены фактам биографии русских предпринимателей-меценатов; истории создания и современной жизни культурных учреждений, музеев и памятников, созданных при поддержке предпринимателей-меценатов.
© 2015, Ерохина Елена Юрьевна 1122