СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Организация и проведение внеклассных мероприятий в ГКОУ СОШ №3 при исправительном учреждении в рамках инновационной площадки «Воспитание патриотизма и духовности в условиях исправительного учреждения»
Реализация воспитательной системы школы нацелена на адаптивность образовательной среды для удовлетворения образоватебльных и воспитательных потребностей обучающихся осужденных, формирования общей культуры их духовно-нравственное интеллектуальное развитие, создание условий для реализации правовой самостоятельности.
Социальная апатия, бездуховность, криминализация, алкоголизм, наркомания превалируют в среде обучающихся осужденных, отбывающих срок наказания, поэтому выбор норм воспитания осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, конкретных их возможностей и способностей.
Контингент учащихся школы разновозрастной, у многих обучающихся преобладают отрицательные тенденции, низкий уровень общеобразовательной подготовки и культуры, отсутствие сложившейся мотивации к учению, заниженная самооценка собственных способностей. Но есть и положительные аспекты: отзывчивость на гуманное отношение, тяга к культурному очищению и заинтересованность в личностном становлении.
Ежегодное социологическое тестирование проводимое совместно с отделом по воспитательной работе с осужденными ФКУ ИК-3 среди обучающихся 10-х классов в начале учебного года, дает возможность увидеть личность осужденного с разных сторон, организовать дальнейшую работу по запросу. По результатам тестирования выявляются свойственные черты дезадаптации, на основании которых разработана комплексная программа совместной деятельности школы и ИК-3, как средство активизации саморазвития и самоопределения учащихся. В работе задействован методический совет, методическое объединение классных руководителей 10- 11 классов, ОВРО ИК-3, социальные работники и психологическая службы.учреждения. Учителям и классным руководителям невозможно выявить и определить только по внешним признакам дезадаптации точную мишень приложения педагогических усилий, выбор средств и методов работы с ними.
Благодаря сотрудничеству с начальниками отрядов, социальными работниками и психологами учреждения педагоги получают возможность выявить внутренние причины и определять пути и методы воспитательного воздействия; корректировать дезадаптацию обучающихся через внеклассные мероприятия.
Сам процесс проходит максимально индивидуализировано, в основном, через создание ситуаций успеха, снятие эмоционально отрицательных факторов. Ведь желаемых перемен не ужесточением законодательных мер, не простым призывами к соблюдению этических норм, не добиться.
В связи с этим коллективом школы было принято решение использовать в организации внеклассно-воспитательной работы тот духовный пласт и те духовные нормы и традиции, которые всегда играли исключительную роль в жизнеустройстве общества семьи и человека, формировании основ нравственности и патриотизма - отечественную духовную культуру и ее значительную часть - Православие (при всем уважении к другим религиям составляющими неотъемлемую часть исторического наследия народов России)
В рамках выполнения статей Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», государственной программы «Патриотическое воспитание граждан в Российской Федерации на 2014-2020гг.», Уставом школы и другими нормативными документами, регламентирующими деятельность школы была открыта инновационная площадка «Патриотической и духовно-нравственное становление личности в условиях исправительного учреждения».
С целью реализации духовно патриотического воспитания на основе отечественной православной культуры в школьную образовательную программу введен факультативный курсы «История православной культуры», «История мировых культур», и предмет по выбору «Мировая художественная культура». Дальнейшее направление находит свое продолжение во внеклассных воспитательных мероприятиях, а развитие межпредметных связей позволяет сохранить единство учебно- воспитательного процесса. При этом основной акцент делается на сферу личностного осмысления мира и человека. Учащимся представляется общая картина традиционной культуры по новому, совмещая научный, религиозный, этический, эстетический, духовный компоненты. Прослеживается связь и с историческим прошлым России, что в свою очередь дает возможность приобщения к боевым и трудовым традициям народа, гордости за подвиги, воспитание патриотических чувств.
Заслуживают внимания проведенное внеклассное мероприятие героико-патриотического направления:
-конкурс творческих работа «Салют Победы»;
-«Уроки мужества Великой войны» (отв. Миронов Е.И.);
-классный час 11-а «Неизвестная высота» (отв. Мустепанов С.Ф.), где шел разговор о сражениях на территории Георгиевского района;
-классный час «Листая страницы славной истории» кл. рук. Миронов
Е.И.;
Учителя русского языка Поздеева Н.Н. и Руднева О.И. подготовили обзор литературных произведений на военную тематику «Остановись, могилам поклонись».
Ко Дню народного единства проведено общешкольное мероприятие «Истоки патриотизма на Руси».
Проведены классные часы в 11 классах «Богатыри земли Русской» кл. рук. Савенко И.А, классный час 10-х классов «Государственная символика» отв. Миронов Е.И.
С огромным интересом учащиеся посещают и непосредственно принимают участие в подготовке и проведении мероприятий духовнонравственного направления, большую помощь в этом оказывают служители церкви. Стали традиционными встречи с отцом Владимиром, иереем храма Святой Троицы с.Краснокумского. Народные традиции, чаепитие с угощениями, блинами, посвященные православным праздникам, рождеству и масленицы, посетили почти все учащиеся школы. Учителем Основ православной культуры Никулиным С.В. подготовлен цикл бесед:
«О духовном окормлении тюрем» (сентябрь 2019г.)
«Святой князь Владимир Святитель Руси» (октябрь 2019)
«О тюремных служениях и молитвах (молитва «О заключенных под стражу» «О правомерном исполнении правосудия»)» (апрель 2019)
«История мировых религий, религиозные традиции и обряды народов России» (ноябрь 2019г.)
I
Учащиеся принимают самое активное участие в обсуждении церковных традиций, ведут разговор и добре и зле, пытаются пересмотреть свое отношение к совершенному преступлению. Проведенный в ходе недели русского языка и литературы диспут о «Добре и зле» показал отсутствие равнодушия у осужденных к действительности. В январе 2019г. а рамках праздновании «Рождества Христова» проведена литературно музыкальная композиция дорога в Храм. На практике также реализуется концепция русской православной церкви по утверждению трезвости, профилактики алкоголизма и наркомании на классных часах идет разговор по данной тематике.
Разнообразные формы работы с обучающимися осужденными помогают находить и определять индивидуальные таланты, поддерживать осужденных, развивать их творческие способности. Осужденные принимают участие в оформлении стенгазет, стендов, конкурсе творческих работ. Ученик 11 класса Чинланов В.Б. стал победителем конкурса стихов.
Основные выводы:
-внеклассная воспитательная работа в условиях исправительного учреждения это процесс содействия становлению человека;
-разнообразие направлений, форм и методов, обращение, прежде всего, к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождение России особенно актуально, т.к. и общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.
© 2020, Миронов Евгений Иванович 156