СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Знакомство с дворцовыми интерьерами всегда начинается с Иорданской лестницы. Изначально ее величали Посольской, потому что именно по ней поднимались иностранные послы, прибывшие к императорам Российской империи. Свое нынешнее имя лестница получила от слова «иордань» - так называют крестообразную крещенскую прорубь. Смена наименования произошла из-за того, что на православный праздник Крещения Господня по этой лестнице спускались к Неве, чтобы окунуться в ее темные воды.
Иорданская лестница
Иорданская лестница начинается с широкого затененного марша, который венчает скульптура «Правосудие» работы Альвизе Тальяпьетра. Если пройдете чуть дальше, перед вашим взором откроется лестница с двусветным пространством. Такой эффект создается за счет того, что окна в зале расположены в два яруса, при этом настоящие искусно чередуются с зеркальными, создавая иллюзию лестницы огромного размера. Кажется, что она занимает весь северо-восточный выступ.
Скульптура "Правосудие" Альвизе Тальяпьетра
С верхней площадки Иорданской лестницы берут начало две дворцовые анфилады - Большая и Невская.
Сначала поговорим о Невской анфиладе. Ее составляют три зала: Аванзал, Николаевский и Концертный.
Аванзал
Аванзал открывает ряд парадных залов, из окон которых открывается великолепный вид на Неву. Первым этот зал обустроил итальянский архитектор Джакомо Кварнеги, а его декоративной отделкой, после пожара 1837 года, занимался Василий Стасов. В отличие от роскошной Иорданской лестницы, зал сдержанно отделан искусственным золотистым мрамором и лепниной. На полу сохранился подлинный паркетный рисунок Кваренги. Его узоры выложены досками из дуба, самшита и красного дерева. В центре зала стоит высокая малахитовая ротонда.
Малахитовая колонна Аванзала Эрмитажа
Большой или Николаевский зал
Пройдя по Аванзалу вы попадете в один из главных дворцовых залов - Большой. В 1855 году в нем разместили портрет умершего Николая I и, он стал называться Николаевским. В царское время здесь проходили официальные приемы и балы, а в годы Первой мировой войны монаршая семья оборудовала в нем хирургический лазарет на 1000 мест для тяжелораненых солдат.
Большой (Николаевский) зал Эрмитажа
Концертный зал
Этот зал, созданный в конце VIII века специально для проведения концертов, завершает Невскую анфиладу. Удивительно, но он до сих пор выглядит так же, как в эпоху своего создателя Джакомо Кваренги. Вторые ярусы его стен богато украшены статуями богинь и античных муз, а скульптурные композиции плавно объединяются с потолком, придавая пространству дополнительный объем.
Концертный зал Эрмитажа
Сразу отметим, что нашим современникам крупно повезло в том, что все статуи этого зала удалось спасти после пожара 1837 года усилиями скульптора Иосифа Германа.
Помимо роскошного оформления здесь можно посмотреть на богатую коллекцию русского серебра XVII – XX веков, самым ценным экспонатом которой является серебряная рака Александра Невского, выполненная из 1,5 тонн благородного металла. Она была передана
Серебряная рака Александра Невского
Вдоль вышеописанных залов проходит Большая галерея, в которой сейчас размещаются портреты монархов из династии Романовых.
Большая галерея Невской анфилады
© 2020, Лященко Людмила Егоровна 1607