СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
На фоне правовой безграмотности населения государство становится все более заинтересованным в получении компетентных специалистов в области юриспруденции. Такими кадрами страну должны обеспечить ВУЗы, а именно – преподаватели правовых дисциплин. На их плечи возложена обязанность подготовить высококвалифицированных специалистов и дать им необходимые знания для будущей профессиональной деятельности. Но далеко не каждый практикующий юрист, пусть даже один из лучших в своей области, сможет обучить студентов даже основам права. Почему? Ответ прост: для успешного преподавания необходимо владеть особыми педагогическими технологиями, которые находятся вне рамок юриспруденции и потому представителям данной сферы неизвестны.
Право имеет свою специфику, несмотря на, казалось бы, многолетнюю практику и изученность, что делает его сложной для изучения дисциплиной.
Методика изучения права – особые закономерности обучения юридическим дисциплинам, комплекс технологий, способствующих усвоению содержания изучаемого предмета и овладению практической деятельностью в выбранной области.
Слово «технология» - греческого происхождения и в дословном переводе означает «знание о мастерстве». Сегодня под технологиями понимается комплекс приемов и способов обработки, воздействия на состояние и свойства предмета для выбора и выполнения эффективных процессов производства.
Верный выбор педагогической технологии иемеет ключевое значение в решении различного рода вопросов, возникающих в процессе преподавания правовых дисциплин, и способствует избеганию обучающимися ошибок в дальнейшей трудовой деятельности.
Существуют общие, универсальные методы преподавания, к которым можно обращаться при изучении любой дисциплины, и специальные методы, обусловленные особенностями юридических наук.
Перечень педагогических технологий достаточно обширен, поэтому постараемся сузить их спектр, выделив наиболее эффективные и распространенные методики.
Первая группа методов – словесные – основываются на лексическом взаимодействии преподавателя с обучающимися и включают с себя следующие приемы:
-рассказ – монолог преподавателя на определенную тему, повествование;
-объяснение, толкование – преподаватель объясняет значение НПА понятным для студентов языком;
-беседа – диалог преподавателя с обучающимися на какую-либо тему, имеющую отношение к дисциплине;
-дискуссия – обмен мнениями между преподавателем и обучающимися, а так же внутри группы.
Вторая группа – наглядные методы – материалы, наглядные пособия, в т.ч. непосредственно нормативно-правовая база. В качестве приемов выделяют:
-метод иллюстраций – использование при изучении дисциплины схем, плакатов таблиц;
-метод демонстраций – просмотр в рамках предмета тематических видеофрагментов, отрывков из художественных и документальных фильмов, телевизионных программ и проч.
Третью группу составляют практические методы – работа с текстами НПА, выполнение обучающимися различных заданий.
Выделяются:
-работа с первоисточниками – может включать в себя конспектирование, составление текстов документов (к примеру, искового заявления), составление таблиц, схем по тексту конкретного НПА и т.д.
-устные задания, направленные на развитие усидчивости, грамотной речи, логики повествования;
-письменные задания для закрепления или проверки полученных ранее знаний;
-графические задания, которые могут носить тренировочный или же творческий характер;
-ситуационные – решение задач, основанных на различных жизненных ситуациях.
Нельзя не отметить инновационные методы преподавания юридических дисциплин – среди них особое место занимает кейс-технология, основанная на ситуационном приеме. Ее суть состоит в осмыслении, критическом анализе и решении конкретных случаев (cases). Благодаря ней обучающиеся получают возможность подготовиться к профессиональной деятельности путем рассмотрения с преподавателем ситуации и составления алгоритма действий в ней. Так же данная технология тренирует аналитические способности, умение выстраивать причинно-следственные связи и на их основе делать выводы, принимать верные решения. Стоит сказать, что при помощи кейс-технологии у обучающихся развиваются навыки коммуникации при работе в группе, что положительно влияет на их социализацию и интеграцию в общество.
Все вышеперечисленные методы направлены на повышение эффективности преподавания юридических дисциплин, а так же на подготовку грамотных специалистов, и, как следствие, повышение правовой грамотности населения.
© 2019, Снежкина Елена Ивановна 1559