СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
МОУ «Волоколамская школа-интернат основного общего образования»
Доклад на педагогический совет на тему:
«Роль социального педагога в профилактике правонарушений в подростковой среде»
Доклад подготовила:
Хрусталёва Анастасия
Александровна,
Социальный педагог
г. Волоколамск
2016
Роль социального педагога в профилактике правонарушений среди подростков.
Профилактика преступлений и правонарушений несовершеннолетних стала сегодня главным, самым приоритетным направлением в деятельности государственных структур и общественных институтов по борьбе с преступностью. Одна из самых главных задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышенная эффективность их профилактики.
Педагогика, в том числе и социальная, необходима, чтобы изучить причины, источники, обусловливающие правонарушения среди несовершеннолетних, и на этой основе построить такую профилактическую программу, которая обеспечила бы постепенное сокращение преступности.
Роль социального педагога в процессе организации профилактики девиантного поведения – это создание атмосферы реального сотрудничества и партнерства в отношениях с несовершеннолетними. В одинаковой мере применимы и принцип добровольного обращения их за помощью и принцип предложения помощи.
Молодой специалист должен научиться направлять движение, помогать подростку, преодолевать трудности, но выбор целей и средств их достижения должно оставаться за подростком с учетом его индивидуальных, возрастных и психологических особенностей. Сопровождение подростка в процессе профилактических мероприятий должно реализовываться во взаимодействии всех субъектов профилактики (школа, семья, социум). Социальный педагог в ходе организации профилактики девиантного поведения в подростковой среде решает следующие задачи: диагностику; сбор и анализ информации; информирование; обучение; содействие в решении социальных и психологических проблем; контроль (текущий, поэтапный).
Огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте, оказывает домашняя среда. В семье обычно происходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Ребенок обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. Семья же предоставляет условия, в том числе и материальные, для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности так же закладываются в семье.
В основном склонность к правонарушениям у подростов из-за упущений семейного воспитания.
Неблагополучные семьи – это не только семья где конфликтная атмосфера и где преобладает грубость, жестокость и неуважение к детям, но и семьи с попустительским типом воспитания, на проблемы и поведение ребёнка просто напросто закрывают глаза, родители проявляют нежелание воспитывать своих детей. Также к категории неблагополучных семей можно отнести семьи, где ребёнку всё дозволено, родители потакают каждому капризу подростка.
Количество семей состоящих на КДН и ЗП за последние три года:
2013-2014 учебный год |
2014-2015 учебный год |
2015-2016 учебный год |
18 семей, 16% |
21 семья, 17% |
10 семей, 8% |
Количество неполных семей за последние три года:
2013-2014 учебный год |
2014-2015 учебный год |
2015-2016 учебный год |
42 семьи, 38% |
86 семей, 73% |
80 семьи, 64% |
Количество безработных родителей за последние три года:
2013-2014 учебный год |
2014-2015 учебный год |
2015-2016 учебный год |
32 родителя, 29% |
30 родителей, 25% |
26 родителей, 20% |
Количество многодетных семей за последние три года:
2013-2014 учебный год |
2014-2015 учебный год |
2015-2016 учебный год |
27 семей, 25% |
31 семья, 26% |
34 семьи, 27% |
Прежде всего, к личности учащихся правонарушителей относят:
Педагоги в школе работают в основном со второй и пятой категорией несовершеннолетних.
В данный момент на ВШУ и учёте КДН и ЗП состоят 12 учащихся. А вот как менялось их количество за последние три года:
2013-2014 учебный год |
2014-2015 учебный год |
2015-2016 учебный год |
10 учащихся, 7% |
13 учащихся, 8% |
12 учащихся, 7% |
Количество состоящих на учёте в основном не меняется, так как каждый год к нам приходят учащиеся уже состоящие на учёте с других школ, выпускается 9 класс с подростками состоящими на учёте в этом классе, но взамен им подрастает новое поколение, ставятся на учёт 5-6 класс.
Как только подростка ставят на учёт, в школу приходит постановление о проведение индивидуальной профилактической работы. Классными руководителями, психологом, социальным педагогом и администрацией школы составляется индивидуальный план работы с каждым таким ребёнком. В течение года по факту проведения мероприятий этот план заполняется. Также заводится индивидуальная карта, в которую входит опрос трудного подростка, характеристика, матрица определения семейного благополучия, более подробная характеристика, заполненная кл. рук., и список кружков которые посещает подросток. Систематически ведется наблюдение за успеваемостью, посещаемостью уроков и поведением подростков, отслеживается посещаемость кружковой деятельности.
Также каждый год составляется план социального педагога с определенными задачами, вытекающими из задач школы. В плане присутствуют различные групповые беседы о правонарушениях, индивидуальные беседы с детьми, состоящими на учёте и детьми группы риска.
Один раз в триместр проводятся плановые заседания Совета профилактики(дата обговаривается с директором) с приглашением учащихся, родителей, специалистов КДН и ОДН. Также может пройти и внеплановый Совет по мере необходимости. Каждый случай правонарушений и нарушений дисциплины не остается без внимания. На заседаниях Совета профилактики принимаются совместные решения по коррекции поведения учащихся, выявляются причины и принимаются адекватные меры, даются рекомендации родителям по воспитанию детей.
В папке по Совету профилактики обязательно находится заверенные директором, положение об организации Совета, план работы Совета и положение о правилах поведения обучающихся. Перед проведением составляется приказ о создание Совета, а в конце заседания заполняется протокол, в котором мы указываем повестку заседания, кто выступал по данным вопросам и решение.
Для более успешной воспитательной работы необходим поиск новых форм, наиболее эффективных методов воздействия на каждого отдельного трудновоспитуемого учащегося. Положительные качества формируются постепенно, при настойчивой работе педагога. Они сначала сосуществуют с отрицательными, и лишь настойчивая ежедневная воспитательная работа, совместные усилия всего педагогического коллектива, школы, семьи, привлечение общественных организаций, целенаправленная работа социального педагога дает возможность получить положительные результаты в перевоспитании трудных детей.
-80%
© 2017, Васильева Анастасия Александровна 179