СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие и необходимость эстетического воспитания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Преподаватель КУЛАЕВА 3. С.

ПОНЯТИЕ И НЕОБХОДИМОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Статья об эстетическом воспитании студентов вуза средствами ис­кусства.

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отноше­ния к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действи­тельности призвана система эстетического воспитания.

Под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формиро­вание в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработ­ки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и пережива­нию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстегико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.

Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные спо­собности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связанно с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря кра­соте человек часто интуитивно тянется и к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадет с добром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания. Весьма заметна роль эстетического воспитания в развитии познавательной способности личности. Исследователи отмечают, что формируя «эстетическое мышление», воспитание способствует целостному охвату на индивидуальном уровне особенностей культуры дан­ной эпохи, пониманию её единства и стилистического родства, что по мне­нию польского ученого И.Война, является необходимой предпосылкой ее теоретического познания. Вместе с тем, отдавая дань эстетическому воспита­нию как специфическому способу развития «интеллектуальной ориентации», нельзя абсолютизировать гносеологический подход, что на практике может выразиться в сугубо просветительском понимании сущности и задач эстети­ческого воспитания, к сведению последнего к художественному образова­нию, обучению. Научить индивида воспринимать уже готовые продукты эстетической деятельности - это важное, но отнюдь не исчерпывающее всего комплекса задач в качестве специфической стороны любого вида творческой деятельности, поскольку именно развитие творческих способностей личности и следует считать в качестве главной задачи эстетического воспитания. Свое­образное понимание сущности эстетического воспитания обуславливает и различные подходы к его целям. Поэтому проблема целей и задач эстетиче­ского воспитания требует особого внимания.

Среди преподавателей бытует ошибочное мнение о тождестве эстетиче­ского и художественного воспитания. Однако эти понятия необходимо четко разграничивать. Искусство - это часть эстетической культуры, как художе­ственное воспитание - часть эстетического, часть важная, весомая, но охва­тывающая только одну сферу человеческой деятельности. «Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искус­ства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художе­ственные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаж­даться им и способность, по возможности, творить в искусстве». Эстетиче­ское же воспитание гораздо шире, оно затрагивает как художественное твор­чество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством.

Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его актив­ной эстетической жизнедеятельности. Всестороннее развитие всех дарований и способностей личности есть конечная цель и одна из основных задач эсте­тического воспитания. Главное - воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности. Помимо формиро­вания эстетического отношения студентов к действительности и искусству, эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Эстетическое воспитание способствует формированию нравствен­ности человека и расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разно­образные творческие занятия студентов способствуют развитию их мышле­ния и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплиниро­ванности. Конечная цель эстетического воспитания - гармоничная личность, всесторонне развитый человек: образованный, прогрессивный, высоконрав­ственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства. Эта цель также отражает и особенности эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса.

Любая цель не может рассматриваться без задачи. Большинство педаго­гов (В, С. Лобковская, Д. Б. Лихачев, Н. И. Ященко и др.) выделяют три ведущие задачи, которые имеют свои варианты и у других ученых, но при этом не теряют главной сути.

Во-первых, это создание определенного запаса элементарных эстетиче­ских знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям.

Су ть этой задачи состоит в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений. Преподаватель должен умело подоб­рать по указанным параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать нашим представлениям о красоте. Таким образом будет формиро­ваться чувственно-эмоциональный опыт. Необходимы также конкретные знания о природе, самом себе, о мире художественных ценностей. Разносто­ронность и богатство знаний - основа формирования широких интересов, потребностей и способностей, которые проявляются в том, что их обладатель во всех способах жизнедеятельности ведет себя как эстетически творящая личность.

Вторая задача эстетического воспитания состоит в «формировании на основе полученных знаний и развития художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстети­чески значимые предметы и явления, наслаждаться ими». В студенческие годы этот процесс находит выражение в овладении сенсорно-чувственными приемами постижения художественных и эстетических явлений, то есть приобретение умений, навыков воспитания и оценки, в обогащении эмоцио­нальных реакций. Идет накопление знаний о художественных и эстетических явлениях, овладение ценностными ориентирами, развитие личностных моти­вов общения с эстетическими и художественными объектами, формируются эмоционально-психологические установки, оценочно-вкусовые представле­ния, осваиваются многообразные способы образно-эмоционального мышле­ния в художественной и эстетической сферах.

Оценивая роль эстетического воспитания в развитии студентов, в целом можно утверждать, что оно способствует формированию их творческого потенциала, оказывая разнообразное положительное влияние на развитие различных свойств, входящих в творческий комплекс личности.

Эстетическая и художественная культура - важнейшие составляющие духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям. Без развитой способности к эстетическому чувствованию, переживанию человечество вряд ли смогло реализовать себя в столь разносторонне богатом и прекрасном мире «второй природы», то есть культуры.

Эстетические чувства пробуждают нравственные и интеллектуальные стремления в человеке. Известно, например, какую роль играет эстетическая мотивация в творческой деятельности выдающихся представителей самых разных профессий - ученых, инженеров, конструкторов и др. А. Эйнштейн, в частности, признавался, что эстетическое начало в его научном творчестве имело ничуть не меньшую значимость, чем логическое. Совершенно оправ­данным в этой связи выглядит утверждение, что открытие теории относи­тельности явилось результатом работы не только интеллекта ученого, но и его эстетического чувства.

Эстетическое воспитание занимает важное место во всей системе учеб­но-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эсте­тических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрений.

Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения - все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного искусство также является средством эстетического воспитания. Воздействие эстетиче­ских явлений жизни и искусства на личность может проходить как целена­правленно, так и спонтанно.

Материал по искусству обладает большим эмоциональным потенциалом. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в сознание и средством формирования эстетических качеств личности. Средст­ва искусства, используемые в учебно-воспитательном процессе, являются эффективным средством эстетического воспитания студентов. Опытные преподаватели, зная это, способны посредством искусства воспитать подлин­ные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное. Однако на практике преподаватели мало пользуются искусством в целях эстетического развития студентов, уделяя больше време­ни и сил развитию практических навыков. Это недопустимо, так как без ориентации на подлинные духовные и художественные ценности, эстетиче­ское воспитание и развитие личности будет неполноценным. Реализуя пол­ноценное эстетическое воспитание студента, преподаватель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духов­ное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.

15.02.2019 12:45


Рекомендуем курсы ПК и ПП