СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Понятие «мудрость» можно рассматривать в нескольких планах: мирском и философско-религиозном.
Рассмотрим сначала первый план, который можно назвать так же «светский».
Чтобы определить значение термина «мудрость» в светском (мирском) плане, нужно обратиться, прежде всего, к его морально-эстетическому пониманию. Наиболее подходящим для этого мы считаем Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля, а также полагаем важным обратиться к его сборнику Пословиц русского народа. Талант составителя позволил захватить ему все языковые сферы, это и литературный язык (язык Пушкина и Гоголя), областные слова, эстетические категории, а также терминология разных профессий и ремёсел и др. Толковый словарь В.И.Даля несомненно оказал особое влияние на носителей русского языка.
«Мудрый, основанный на добре и истине; праведный, соединяющий в себе любовь и правду; в высшей степени разумный и благонамеренный». «Разум-духовная сила, могущая помнить (постигать, познавать), судить (соображать, применять, сравнивать) и заключать (решать, выводить следствие).
Опираясь на труды В.И.Даля, мы считаем важным не забывать, тот факт, что ученый был верующим христианином, и его миропонимание оказывало особое влияние на его языковое сознание, а так же труды основывались на его наблюдениях и научных знаниях о России, быте, житейском и, особо важно отметить – на религиозном опыте. Автор научных трудов особо чутко прочувствовал проявления русского народного духа неразрывно связанного с религиозными воззрениями.
Особое внимание следует обратить раздел сборника В. И. Даля «Пословицы русского народа», который является яркими примером мирской мудрости. Рассмотрим примеры, посвященные антонимичным понятиям «ум-глупость», первыми приводятся библейские афоризмы: «Всякая мудрость от Бога», «Начало премудрости страх Божий». Далее идут дидактические пословицы: «Разум -душе во спасенье, Богу на славу», «Отыми, Господи, руки, ноги, да опокинь разум», «Вразуми его, Господи, наставь на ум», «Если хочет Господь наказать, то лишает разума».
Категория ума/разума здесь рассматривается как нечто полученное в дар от Бога, т.е. приобретенное не самостоятельно, а даром за особые душевные качества.
Сопоставляя словарную статью и статью из сборника, мы можем сделать вывод, что представление о мудрости и разуме включает в себя духовные качества человека, а также способность воспринимать премудрость высшую – божественную. В отличие от философско-религиозного понимания мудрости, основанного на мистической христианской литературе, мирское или светское, в своем восприятии термина, опирается на морально-эстетические представления о разуме или мудрости, связывая их с человеческим качеством, полученным в дар от Бога или способностью человека воспринимать и обрабатывать с научные или иные объективными знания.
Мудрость, как философско-религиозное понятие берет свое начало от термина София или Премудрость Божия. Согласно текстам Ветхого Завета, Софию сотворил Яхве в качестве начала (греч. Arche) Своего пути в Творение мира. София есть созидательница греч. Technitis) Вселенной: "Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони" (Притч. 8:22).
В ортодоксальном христианстве и в мистической христианской литературе происходило постепенное слияние образов Софии как "Души мира" с образами Девы Марии и Церкви как "Христовой невесты".
В святоотеческой литературе София называется Сыном и Словом Божиим, но толкуется посредством образа Богоматери ("девство в Ней вознесено до Премудрости"). Таким образом, Мать Иисуса Христа является в человеческом образе Премудрости. Однако и Церковь считается телом Христовым и Христовой невестой, отсюда женственный образ Св.Софии (греч. Hagia Sophia) и названия храмов (материального воплощения христианской идеи) во имя Св. Софии.
Примечательно, что понятие мудрость всегда женского рода: она, согласно мифологической традиции, принадлежит деве. Несмотря на то, что Христа (согласно канону о триединстве Отца, Сына и Св. Духа) также именуют воплощением Премудрости, наиболее привлекательной в теологическом, философском и художественном смыслах стала Божественная Премудрость в образе Девы Марии. Особенно значительной оказалась идея брака невесты Премудрости с божественным Логосом в русской религиозной философии. Женственная пассивность, девственность "зеркала без пятна"— существенные стороны российской софиологии. "София в этом воплощении стала душой Девы Марии, а Дева Мария — престолом и местом обитания Премудрости Божией".
Обратим внимание на понятие «мирской» мудрости, которая считается Даром Божественной Премудрости. В одном из своих поучений Святитель Тихон Задонский говорит, что сыновья Царствия Божия мудры, так как пекутся о том, что блаженство вечное в себе заключает. Во всех христианских учениях говорится о том, что путь к бессмертию украшают такие добродетели, как смирение, целомудрие, послушание, терпение, кротость и великодушие. По словам Тихона Задонского средства, через которые мы приходим к духовной мудрости это: Священные Писания (Святое Божие слово), молитва («если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего просто и без упреков, - и дастся ему»). Так Соломон молился Богу, «познав же, что иначе не могу овладеть ею (мудростью), как если дарует Бог, - и что уже было делом разума, чтобы познать, чей этот дар».
Библейская мудрость выступает в четырех основных литературных формах: изречение, поучительная речь, поучительное стихотворение, поучительный рассказ.
Стержнем литературы мудрости является убеждение в том, что в мире существует некий всеобщий порядок, которому должен следовать и человек. В Библии для обозначения этого порядка используется термины «правильность-праведность»/«цедака» и «мудрость»/«хохма». Бог-Творец Мудр и Праведен. Он мудро создал мир, создал мир посредством своей Мудрости. Человек должен приобщаться Божественной Мудрости и подражание Богу становиться мудрым и правильным, праведным. В Месопотамии для обозначения этого всеобщего мирового порядка использовали шумерский термин МЕ, а в Египте – имя одной из богинь – Маат.
Исследовательница Сильвия Шрер в своей статье, которая посвящена изучению второканонического писания «Книги Премудрости», включенной в «Введение» под ред. Э.Ценгера в главе «Мудрость и праведность», говорит о том, что программный «девиз» «Книги Премудрости» - «Любите праведность!» (1:1) и именно эта тема проходит красной нитью через все сочинение. Ученая говорит о том, что дарование и приобретение мудрости служит, так же как и соблюдение заповедей, праведности, которая в свою очередь, несет в себе бессмертие. Премудрость – внутренняя сторона праведности, одного не может быть без другого. В «Книге Премудрости» праведность, ведущая к теснейшему общению с Богом, рассматривается как достижимая, ибо она исходит от самого Бога.
Мудрость в «божьем» плане, или иначе «христианском», открывается в Библии, наиболее яркое ее раскрытие дают Притчи Соломоновы, известного во всем Мире мудреца, который снискал благоволение Отца. Когда Бог спросил, что нужно Соломону, он попросил: «Даруй же рабу Твоему сердце разумное». И сын Давида получил по своей просьбе в Дар «мудрость», а не земные богатства, ведь, как писал Соломон «она дороже драгоценных камней» (Прит.3.15).
"Плоды" духовной (мирской) мудрости – это христианские добродетели, то есть смирение, терпение, кротость, правда, целомудрие, милость и прочее. Как учил Соломон: "Плоды ее (мудрости) суть добродетели: она научает целомудрию и рассудительности, справедливости и мужеству, полезнее которых ничего нет для людей в жизни" (Прем. 8, 7). И апостол Иаков говорил: "мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна" (Иак. 3, 17). Она боится Бога и любит Его, отвращается от суеты мира и прилепляется к одному Богу. Все позволенное: пищу, питье, одежду и прочее употребляет со страхом ради нужды, а не ради роскоши, великодушно претерпевает случающиеся беды и напасти. Проявляет себя послушной Богу и людям ради Бога. Ей не тягостно делать все то, что угодно Богу, и уклоняться от всего, что Ему противно. Гордости, зависти, злобе, вражде, нечистоте, сребролюбию и прочим душевным язвам в ней нет места. Она любит всех без разбору, со всеми чистосердечно и простосердечно обходится. Что произносит словом, то и внутри себя имеет, что обещает словом, то и исполняет делом, когда нет никакого препятствия. Ей не нужны записи в договорах: слово, сказанное и услышанное другим, для нее-надежная запись. Видит страдающего брата, и сама ему сострадает сердцем; требующему помощи помогает; всякому неблагополучию ближнего сочувствует и благополучию радуется: с плачущими плачет и с радующимися радуется; друзей принимает в объятия и у врагов не отнимает своей любви. Поэтому она мирна, тиха, спокойна, радостна, весела, хотя и ее беспокоит злой дух и его злые служители.
Цель, к которой эта мудрость ведет человека, есть Бог и вечное блаженство. Ибо как она сама происходит от Бога, так к Богу и обращается и любящих своих к Нему приводит.
Истинной христианской премудростью называют попытку победить в себе природное злонравие: гордость, высокоумие, гнев, злобу, зависть, ненависть, нечистоту, сладострастие, сребролюбие, скупость, невоздержанность и т.д., и за пример взять святое житие Христа: Его смирение, любвь, милосердие, терпение, кротость. Христос учит: "Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни" (Ин. 8, 12). Отсюда следует, что ходит во тьме и заблуждается тот, кто не следует примеру жития Христова.
Основываясь на Писании, мы можем выделить два вида мудрости: человеческую (или как мы уже указывали «мирскую») и Божью. 1 Коринфянам 2:6-13 "Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал. Человеческая мудрость – «мудрость века сего», «мудрость властителей преходящих». Божья мудрость – «тайная, сокровенная», «мудрость, сходящая свыше» (Иакова 3:17.). Мудрость истинная проявляется в богобоязненной жизни, в кротости и в смирении: "Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью "( Иакова 3:13-17), "…то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь(2 Петра 1:5-9). Любой почитающий и соблюдающий заповеди Бога истинно мудр: "Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке"( Матфея 7:24-26). Так же мудр тот, кто избегает всякого зла, греха и идет по путям Божьим: "Кто мудр, чтобы разуметь это? кто разумен, чтобы познать это? Ибо правы пути Господни, и праведники ходят по ним, а беззаконные падут на них".( Осия 14:10)
Литература:
1.Даль В.И. Пословицы русского народа. 2 тома.Т.2.C.-Петербург - Москва: Издание книгопродавца-типографа М. О. Вольфа, 1879 [Электронный ресурс]– URL: http://tayny-yazyka.ru/knigi/poslovitsy_russkogo_naroda._tom_ii._v._da
2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: современное написание в 4т.Т.2. М.:АСТ:Астрель,2006. С.1280
3. Ценгер Э. Введение в Ветхий Завет.М.: ББИ, 2008. С.802
4. Симфония по творениям свт. Тихона Задонского – М., «Даръ», 2007.С.1328
© 2017, Маркина Ирина Александровна 264