СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Отчет А
Рефлективный отчет об использовании модуля Программы в планировании серии последовательных уроков
Модуль «Критическое мышление» я выбрала исходя из особенностей класса, в котором работаю. В классе 6 учащихся, предмет русская словесность преподается полгода, с младших классов они пришли с хорошими навыками чтения и письма. Но так как у моего предмета немного другие требования, то на первых этапах возникало непонимание. Я должна научить детей мыслить, работать с текстом, выбирать главное. Разница между требованиями двух предметов становится очевидной уже на первом уроке, из-за разницы в объемах текстов. Это вызывает затруднения при подготовке домашних заданий, так как учащимся сложно прочитать, подробно пересказать и выделить главное. Все это ведет к тому, что у ребенка появляется барьер непонимания. Слабые навыки анализа и синтеза, трудности при ответе на вопросы высокого порядка подтолкнули меня к использованию методов и приемов критического мышления. Джуди А. Браус и Дэвид Вуд определяют критическое мышление как «…разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать». В руководстве для учителя в модуле «Критическое мышление» говорится о том, что «Критическое мышление предполагает развитие таких навыков, как приобретение доказательств посредством наблюдения и слушания, с учетом контекста, и применение соответствующих критериев для принятия решений. Включенные навыки критического мышления, могут быть описаны как: наблюдение, анализ, вывод, интерпретация» [1, с.154-155].
Технология «Развитие критического мышления» разработана в конце XX века в США (Чарльз Темпл, ДжинниСтил, КуртисМередит). В ней синтезированы идеи и методы технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения. «В основу ее положены идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка. Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка. К. Поппера и Р. Пола об основах формирования и развития критического мышления; Э. Браун и И. Бек о метакогнитивном учении; гражданского и правового образования и др. Неоспоримой заслугой активных разработчиков технологии ЧПКМ, в частности, КуртисМередит, Чарльза Темпла и ДжинниСтилл является то, что они смогли «переложить» положения данных теорий на язык практики, причем довели свою работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы, методические приемы и критерии оценки результата. Именно поэтому их разработками может пользоваться огромное количество педагогов, достигая эффективных результатов в работе» [3, c1].
Технология «Развитие критическое мышление развивает такие базовые качества личности, как рефлексивность,коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность,толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности, аналитическое мышление.
Я считаю важным реализацию идей данного модуля, потому что развитие критического мышления у учащихся, поможет им в школе успешнее осваивать информацию, а в дальнейшем ориентироваться в информационном потоке. Умение критически мыслить и оценивать ситуацию позволяет анализировать и выбирать верное решение, находя его во множестве вариантов, оно также позволяет создавать что-то свое, новое, нестандартное. Креативность мышления, мобильность в действии позволяет ребенку хорошо успевать по предмету, не чувствовать груз ненужной, лишней информации. Критическое мышление позволяет учиться осознанно. Саморегулируемое обучение станет основой для успешного сотрудничества ученика и учителя. Ожидаемые результаты по работе с данным модулем: планировала научить детей делать анализ текста, от урока к уроку учится отвечать на вопросы высокого порядка, аргументировано высказывать свою точку зрения. Развивать метакогнитивные навыки и критическое мышление. При подготовке к урокам проанализировала следующую литературу по критическому мышлению:
1.Руководство для учителя
2.Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (Базовая модель)/ Е.А. Генике, Е.А.Трифонова. М.: Бонфи, 2002
3. Столбунова С.В. «Как построить нетрадиционный урок русского языка»/ С.В. столбунова.: «Русский язык» - 2005 – 19
4. Статьи с потрала«Социальная сеть работников образования»
В серии уроков прослеживаются следующие методы и приемы критического мышления: мозговой штурм, вопросы высокого порядка, эссе, кластер синквейн, даймонд. Дети в младшем звене получили начальные навыки по критическому мышлению. На первом уроке, чтобы подвести детей к ключевому понятию использовала «мозговой штурм». Он помог составить кластер, на основе которого мы вывели общую формулу и тем самым подошли к идее произведения. Этот прием оказался эффективным, потому что у детей уже есть определенный багаж знаний, который они использовали и самостоятельно подошли к идее произведения, то есть это было необходимо, для того чтобы они сами соединили то, что читали дома, то, что знали раньше и ощутили как произведение раскрыло свой смысл. Преимущество этого метода еще в том, что дети, разобрав известное, казалось бы, понятие составили формулу, то есть выполнили задание высокого уровня на синтез. Еще раз этот прием я использовала на 3 уроке по теме А.Платонов «Волшебное кольцо», где на основе знания ранее выученного определения сказки надо было составить определение литературной сказки. Пока дети анализировали, они работали с текстом, выделяли главное, группировали, спорили и доказывали свою правоту.
Следующим методом при работе с текстом «Синяя звезда» А. Куприна стали вопросы высокого порядка:
1. Оцените, правильно ли были расставлены приоритеты в жизни жителей Эрнотерры?
2. Как вы понимаете смысл слов: «Дитя мое, я не решаюсь сказать, что в тебе лучше: красота или добродетель, ибо обе мне кажутся совершенными.»
3. Как вы понимаете эти строки: «Мужчины моей страны умны, верны и трудолюбивы: женщины - честны, добры и понятливы. Но - прости им бог - и те и другие безобразны»
4. В чем на самом деле ценность и смысл жизни?
Я использовала вопросы высокого порядка для того, чтобы наладить диалоговое общение, чтобы слышать ответную реакцию детей.
Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке. Мерсер и Литлтон (2007) в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. В исследовании подчеркивается, что интерактивное общение как со взрослыми, так и совместная работа со сверстниками способствуют обучению детей и их когнитивному развитию. [1, с. 144].
В ходе 1 урока я использовала еще один прием критического мышления – составление синквейна и даймонда. Это было дифференцированное задание для выявления детей нестандартно мыслящих. На этом уроке я им показала алгоритм выполнения заданий, но в будущем планирую отказаться от этого подхода. В классе только два ребенка взялись за составления даймонда, так как он сложнее, чем синквейн, что показывает их глубокое понимание темы, хорошо развитые метакогнитивные навыки и критическое мышление. Кроме этого я развивала критическое мышление через составление аналитических карт на 4 уроке, потому что они активизируют внимание, помогают вычленить из текста детали, сравнить их. Дети выделяли по признакам черты литературной сказки (язык, техника, авторство). Это позволило заменить сухой литературоведческий материал исследованием и как следствие составленной аналитической картой. Эта работа оказалась эффективной, потому что дети сами искали пути решения. Но были в этом плане и недочеты в том, что ребенок легко находил технические характеристики, но путался с языком и авторством. В дальнейшем планирую проводить больше работы по этимологическому анализу слов.
На первом и третьем уроке в стадии осмысления использовала составление сравнительной таблицы творчества двух поэтов, и диаграмму Венна. Эти приемы помогают развить навыки анализа для более глубокого понимания текста, смысла произведения. Показывают, насколько дети могут точно выбрать и распределить материал, найти сходства и различия. Конечно, не у всех и не все получилось, но на стадии рефлексии я услышала ответы детей, которые говорили о том, что им сегодня стало понятно, и что необходимо доработать. Мне же этиответы давали пищу для размышления: как лучше на следующем уроке организовать работу. Знания,полученные в период практики, натолкнули меня на мысль, что если я буду использовать модуль «Критическое мышление» моим детям станет интересно читать, объем текстов перестанет их пугать, так как они смогут выделять главное, не отвлекаясь на ненужные детали, и даже пересказ станет проще, если, читая осмысливать содержание.
В свой отчет я включила ссылки на Руководство для учителя и другую дополнительную литературу по критическому мышлению, где описаны методы и приемы критического мышления, кроме того эту литературу использовала и при подготовке самих уроков. Сложность, с которой столкнулась на практике, конечно не у всех детей развиты навыки критического мышления, некоторые до сих пор находят спасение в зубрежке и заучивание. Причем по предмету у них хорошие оценки, но при рефлексии на третьем уроке мой твердый хорошист оценил свою работу на три, признался, что недопонял на уроке, а троечница вдруг начала аргументировано высказывать свои мысли. Причем в ней даже, внешне изменилось многое: она стала увереннее, поняла, что ее слушают все, с ее мнением считаются. Конечно, после прохождения практики я стала искать информацию, связанную с развитием критического мышления. Хочу, чтобы мои уроки стали более эффективными, а главное, чтобы дети могли и на других уроках использовать тот материал, который поняли сами, а не просто заучили. Но еще на мои взгляд есть один очень важный момент: это то, что критическое мышление поможет повысить самооценку, научиться адекватно, оценивать себя и свои поступки. У ребенка с развитым критическим мышлением будет огромная внутренняя мотивация к учебе, обучение станет саморегулируемым. Трудности, конечно же, были, как без них. Основная трудность принаписании эссе это слабые аналитические навыки в первых работах дети кидались в описание. У большинства плохо развита речь. Поэтому, комментируя их работы, я не делала акцент на орфографических ошибках, меня интересовал смысл, ход рассуждения, оригинальность подачи. Кто- то просто писал о том, что красота души – это прекрасно, а кто-то доказывал и приводил примеры из сказок и произведений, которые мы читали раньше(«Карлик Нос», «Красавица и чудовище»). Но было одно эссе, которое меня поразило тем, что в нем ребенок написал, что во всех сказках красавицы злы и, боясь потерять внешнюю привлекательность, губят душу. А когда анализировали сказки этот же ребенок озвучил следующую вещь, что все герои русских сказок лентяи, так как надеются на волшебную помощь со стороны. И пока они не потеряют самое дорогое, так и будут надеяться на что-то. Лишь потом они совершают поступок сами, страдают, но выходят победителями. В этой маленькой головке гнездились серьезные мысли, которые помогли мне новыми глазами посмотреть на ребенка, а ей дали возможность почувствовать свою значимость. Я убедилась в эффективности этой формы работы. Нельзя сказать, что речь детей была безупречна и всегда аргументирована, но над этим в дальнейшем будем работать. Главное мое достижение при использовании этого модуля это то, что мой молчаливый класс заговорил. Дети перестали жаловаться на длинные тексты для прочтения, потому что перед тем как их прочитать они ставили себе определенную цель, которая делала эту работу интересной. В дальнейшем при планировании уроков, нацеленных на работу с текстом, буду перед ними ставить проблемные вопросы, чтобы, читая текст, они знали в каком направлении необходимо двигаться. Из своего курса обучения в университете помню, что одна из профессоров кафедры русского языка Крылова Л.А. говорила, что в литературном тексте нет лишних слов, каждое значимо. И при анализе даже названия произведения можно выйти на его глубинный смысл. Хотя в школе дети редко обращают на это внимание.
В будущем планировании в рамках этого модуля разрабатывать задания, которые будут направлены на развитие доказательной грамотной речи учащихся. Буду развивать критическое мышление через чтение и письмо на уроках русского языка. Планирую также ввести в работу исследовательские методы и буду пытаться научить их как грамотно, и аргументировано доказывать свою точку зрения. Вообще у меня сложилось мнение, что исследовательская деятельность школьника – это самое перспективное направление в работе школы, потому, что оно учитывает многие факторы. Это и заинтересованность детей, самостоятельный поиск решений, саморегулируемое обучение, навыки исследовательской работы, научность, развитие речи, развитие критического мышления. Дети при этой форме работы перестают быть просто теми, кто принимает информацию, они ищут ее сами, а учитель становится лишь наблюдателем, корректировщиком, оценщиком. То есть они создают учебное сообщество, где учитель и ученик обучающиеся. В этом сообществе:«Поощряется работа сообща, взаимоподдержка и командный дух.
Внимание уделяется жестикуляции, уважительному оппонированию, способности слушать. Эта философия характеризуется взаимоуважением и самоуправления, что необходимо для устойчивости в дальнейшем обучении; в итоге формируется независимая и мыслящая личность, способная обучаться на протяжении всей жизни» [1,с.141]. Использование Модуля «Критическое мышление» призвано помочь реализовать задачи программы, конечно же, опираясь на другие модули.Ценность критического мышления в том, что оно развивает не один навык работы, а несколько. Это способствует всестороннему развитию личности, делает обучение направленным, саморегулируемым, интересным и результативным, помогает раскрыть потенциал учителя и ученика, сделать их совместное сотрудничество плодотворным. Ученик умеет правильно использовать потенциал знаний, опираясь на свой опыт и знания, а учитель умеет подобрать задания для дальнейшего развития ученика. Результатом моей совместной работы с учениками будет высокий уровень понимания предмета, знание взаимосвязи процессов, происходящих на уроке и нацеленных на их дальнейшее использование в жизни.
Литература
«Руководство для учителя» Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан.: Третий базовый уровень,третье издание. АОО Назарбаев Интеллектуальные школы,2012
Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (Базовая модель)/ Е.А. Генике, Е.А.Трифонова. М.: Бонфи, 2002
Гилева Н.В. «Использование технологии критического мышления» социальная сеть работников образования nsportal.ru,2013
Столбунова С.В. «Как построить нетрадиционный урок русского языка»/ С.В. столбунова. : «Русский язык» - 2005
© 2015, Дитц Любовь Геннадьевна 1178